Современные технологии инклюзивного образования в высшей школе
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-138-148
Аннотация
Инклюзивное образовательное пространство является неотъемлемой частью современного высшего образования. При этом многие образовательные учреждения столкнулись с проблемой нехватки у НПР профессиональных умений и навыков в этой области. Целью исследования является представление технологий инклюзивного образования, используемых в МГТУ им. Г.И. Носова для обучения студентов с особыми образовательными потребностями по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
В статье описан опыт применения инновационных технологий при проведении аудиторных занятий, а также образовательного портала и электронных образовательных ресурсов, которые являются эффективным средством повышения качества образовательной деятельности в условиях инклюзивного образовательного пространства.
В статье приведены результаты эмпирического исследования оценки успеваемости студентов в зависимости от посещаемости ими образовательного портала.
Об авторах
И. А. КувшиноваРоссия
Кувшинова Ирина Александровна – канд. пед. наук, доцент
455000, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38
Е. Л. Мицан
Россия
Мицан Елена Леонидовна – канд. пед. наук, доцент
455000, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38
Е. М. Разумова
Россия
Разумова Елена Михайловна – канд. психол. наук, доцент
455000, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38
Е. И. Шулева
Россия
Шулева Елизавета Игоревна – канд. пед. наук, доцент
455000, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38
Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 71–80. DOI: 10.17759/pse.2017220108
2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 5–16.
3. Ергалиев А.С., Жантуреева А.А., Доскалиева Р.Б., Беккалиева Г.М. Применение инновационных педагогических технологий в практике психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями // Концепт. 2017. Т. 35. С. 51–58. URL: http://e-koncept.ru/2017/771182.htm
4. Brandon T., Charlton J. The lessons learned from developing an inclusive learning and teaching community of practice // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 1. Рp. 165–178.
5. Mangano M. Teacher views on working with others to promote inclusion // Perspectives on Inclusive Education. 2015. Vol. 4. Р. 117–132.
6. Волосникова Л.М., Ефимова Г.З., Огороднова О.В. Риски образовательной инклюзии: опыт регионального исследования в Тюменском государственном университете // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 98–105. DOI: 10.17759/pse.2017220111
7. Alekhina S.V. Psychological studies of the inclusive education in the practice of the preparation of the master students // The psychological education. 2015. Vol. 20. Р. 70–78.
8. Шеманов А.Ю. Проблема формирования инклюзивной общности и парадигмы в изучении творческой деятельности // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. C. 17–25.
9. Сунцова А.С. О методологических подходах к исследованию проблем инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. C. 26–32.
10. Байрамов В.Д., Бонкало Т.И., Райдугин Д.С., Воеводина Е.В. Методологические подходы к актуализации профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях становления системы инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. C. 19–28. DOI: 10.17759/pse.2018230203
11. Шулева Е.И. Мировоззрение как основа профессионализма // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы XI Международной научно-практической конференции. Москва, 29–30 марта 2018. М.: РУДН, 2018. С. 315–319.
12. Айсмонтас Б.Б., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г. Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 60–70. doi: 10.17759/pse.2017220107
13. Симаева И.Н., Хитрюк В.В. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT-анализ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 5. С. 31–39.
14. Кувшинова И.А., Денисова В.В. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей к обеспечению безопасности в инклюзивном образовательном пространстве // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 2. С. 22–30.
15. Кувшинова И.А., Мицан Е.Л. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков в инклюзивном образовательном пространстве // Modern developmental psychology: main trends and prospects of research: materials of the II international scientific conference on October 20–21, 2016. Prague: Vědeckovyda-vatelské centrum «SociosféraCZ», 2016. Рр. 74–78.
16. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Когнитивно-аффективные механизмы юмора как средство оптимизации психического здоровья // Ананьевские чтения – 2013: Психология в здравоохранении / Под ред. О.Ю. Щёлковой. С.-Петербург, СПбГУ, 22–24 октября 2013. СПб.: Скифия-Принт, 2013. С. 355–357.
17. Насибуллина А.Д. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Концепт. 2016. Т. 20. С. 57–60. URL: http://e-koncept.ru/2016/56326.htm
18. Руслякова Е.Е., Разумова Е.М., Шпаковская Е.Ю. Социально-психологические аспекты волонтёрской деятельности студентов-психологов // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 301–315. DOI: 10.32744/pse.2019.1.22
19. Kim J.-R. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers’ attitudes toward inclusion // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 3. Р. 355–377.
20. Mato S.N., Mendes E.G. Teacher demands resulting from school inclusion. Revista Brasileira de Educação Especial. 2015. Vol. 21. Рр. 9–22.
21. Калинина Н.Д., Жаркова В.Л., Малафий А.С. Проблемы инклюзивного образования в вузе // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. №1 (6). С. 41–43.
22. Карасева А.Е., Руслякова Е.Е. Социальная активность студентов XXI века // Психологическая компетентность личности как условие построения успешной карьеры: Материалы Международной научно-практической конференции. Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова. 2017. С. 14–17.
23. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 112–115.
24. Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V., Kurbanova T.A., Nigmatullina I.A., Tvardovskaya A.A. The Model of Inclusive Educational Space of Federal University // The Social Sciences. 2015. Vol. 10(7). Р. 2089–2093.
25. Баженова Н.Г., Бузунова Л.Г., Гусева Л.Г., Зимарева Т.Т., Разумова Е.М., Степанова О.П., Шпаковская Е.Ю., Шулева Е.И. Актуальные проблемы исследований в области социальной психологии. Магнитогорск, 2013.
26. Журавлева Ж.И. Развитие детского творчества в онтогенезе и дизонтогенезе // Специальное образование. 2016. № 3. С.22–29.