Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Формулирование научного понятия как компонент исследовательской компетенции будущих педагогов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-149-157

Аннотация

В статье описывается авторская методика обучения студентов бакалавриата и магистратуры формулированию ключевых научных понятий, составляющих теоретическую основу любого научного педагогического исследования. Данное умение является одним из компонентов исследовательской компетенции современного педагога, обязанного в соответствии со своими трудовыми функциями руководить исследовательской и проектной деятельностью обучающихся в системе начального, основного и среднего общего образования. В статье раскрывается содержание исследовательской компетенции, которая включает в себя две группы исследовательских умений, а именно работу с литературными источниками и собственно работу с текстом исследования; даётся характеристика трёх типов заданий по формулированию научных понятий разного уровня сложности; описывается предлагаемый студентам алгоритм выполнения заданий каждого типа. Кроме того, раскрывается педагогическая значимость для профессиональной деятельности педагога умения формулировать научные понятия и описываются положительные результаты овладения данным умением будущими педагогами – выпускниками бакалавриата и магистратуры.

Об авторах

Т. Ф. Орехова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Орехова Татьяна Федоровна – д-р пед. наук, проф.

455000, г. Магнитогорск, просп. Ленина, 38



Т. Г. Неретина
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Неретина Татьяна Геннадьевна – канд. пед. наук, доцент

455000, г. Магнитогорск, просп. Ленина, 38



Е. Н. Кондрашова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Кондрашова Елена Николаевна – канд. пед. наук, доцент

455000, г. Магнитогорск, просп. Ленина, 38



Список литературы

1. Исследователь ХХI века: формирование компетенций в системе высшего образования / Отв. ред. Е.В. Караваева. М.: Геоинфо, 2018. 240 с.

2. Караваева Е.В., Воробьева О.В., Тышкевич В.П. О разработке модели формирования исследовательских компетенций выпускников программ высшего образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 33–47.

3. Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С. Методы формирования исследовательской компетентности студентов высшей школы // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27049

4. The European Code of Conduct for Research Integrity. ALLEA – All European Academies, Berlin 2017.

5. Боровикова Т.В. Формирование исследовательской компетенции в условиях двухуровневого высшего образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 3. С. 17–23.

6. Дзюбенко С.В. Исследовательские компетенции учителя: структура, содержание, уровни сформированности // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. Т. 1. Вып. 13. С. 397–401.

7. Зданович О.В. О структуре и содержании исследовательской компетенции студентов будущих учителей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (126). С. 76–79.

8. Чернышев И.Н., Иродова И.А. Проблемы формирования исследовательских компетенций у студентов-физиков в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 97–101.

9. Миненко Н.В. Структура аналитико-рефлексивной компетентности будущего учителя в системе высшего профессионального образования // Преподаватель ХХI век. 2015. № 1. С. 55–64.

10. Рассказова Ж.В. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников // Дискуссия. 2012. № 7 (25). С. 143–146.

11. Репета Л.М. Исследовательская деятельность как главный фактор формирования исследовательской компетенции учащихся // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 149–152.

12. Чернова Э.Г. Актуальные проблемы методологии социально-гуманитарных наук // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 76-й международной научно-технической конференции Магнитогорск, Магнитогорский гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова, 16–20 апреля 2018. Магнитогорск: Изд-во МГТУ им. Г.И. Носова, 2018. С. 266–268.

13. Шадчин И.В. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Интеграция образования. 2012. № 1. С. 14–18.

14. Елагина В.С. Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. № 8.С. 26–30. URL: http://e-koncept.ru/2012/12102.htm


Рецензия

Просмотров: 541


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)