Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Эмоции и образование в перспективе феминистских исследований

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-119-127

Аннотация

В статье отражена одна из главных тенденций современной философии образования, получившая название «аффективный поворот». Опираясь на работы по истории образования и феминистские исследования, автор показывает, что эмоции выступают инструментами организации и контроля сознания, а также являются сферой социально и культурно конструируемых переживаний, воспроизводящих гендерные иерархии. Автор обращает внимание на противоречивый статус женщины в европейской образовательной традиции: с одной стороны, в роли учителя она должна с помощью “материнской любви” привить учащимся навыки эмоционального самоконтроля, а с другой стороны, воспринимается как носитель иррационального начала, представляющего угрозу социальному порядку. Автор отмечает, что в настоящее время тема взаимосвязи эмоций и образования приобрела универсальное значение, закрепившись в понятии «эмоциональная грамотность». Критическому рассмотрению подвергается способность к эмпатии, отмечаются трудности её формирования в рамках программ обучения эмоциональной грамотности. 

Об авторе

С. В. Волкова
Петрозаводский государственный университет
Россия

Волкова Светлана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент

Адрес: 185910, г. Петрозаводск, проспект Ленина, 33 

 



Список литературы

1. Green M. Teacher as Stranger: Educational Philosophy for the Modern Age. Belmont CA: Wadsworth Publishing Company, 1973. 308 p.

2. Schrag F. Learning What One Feels and Enlarging the Range of One’s Feelings // Education Theory. 1972. Vol. 22 (4). P. 382–394. URL: https://doi.org/10.1111/j.1741-5446.1972.tb00574.x

3. Сапунов М.Б., Полонников А.А. Учебный предмет: эпистемологический кризис и его преодоление // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 144–158.

4. Суковатая В. Феминистская педагогика как практика мультикультурализма // Высшее образование в России. 2004. № 10. С. 147–150.

5. Boler M., Zembylas М. Interview with Megan Boler: From Feminist Politics of Emotions to the Affective Turn // M. Zembylas, P. Schutz (ed.). Methodological Advances in Research on Emotion and Education. USA: Springer, 2016. P. 17–31.

6. Riley D. Am I That Name?: Feminism and the Category of «Women» in History. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1985. 126 p.

7. Schiebinger L. The Mind Has No Sex?: Women in the Origins of Modern Science. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989. 357 p.

8. Russett C.E. Sexual Science: The Victorian Construction of Womanhood. Cambridge: Massachusetts, 1989. 245 p.

9. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. 480 с.

10. Boler M. Feeling Power: Emotions and Education. New York: Routledge, 1999. 235 p.

11. Grumet M. Bitter Milk. Amherst: University of Massachusetts Press, 1988. 235 p.

12. Pateman C. The Disorder of Women. Stanford: Stanford University Press, 1989. 228 p.

13. Cohen S. The Mental Hygiene Movement, the Development of Personality and the School: The Medicalization of American Education // History of Education Quarterly. 1983. Vol. 2. P. 123–149. URL: https://doi.org/10.2307/368156

14. Learning our way: Essays in feminist education. C. Bunch, S. Pollack (Eds.). Trumansburg: The Crossings Press, 1983. 334 p.

15. Felman Sh., Laub D. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis, and History. London: Routledge, 1992. 312 p.

16. Seeburger F. Emotional Literacy: Keeping Your Heart. New York: Crossroad Publishing Company, 1997. 180 p.

17. Garber L. Tilting the Tower: Lesbians, Teaching, Queer Subjects. New York: Routledge, 1994. 256 p.


Рецензия

Просмотров: 690


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)