НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Целью настоящей работы является обобщение и типологизация способов и форм организации взаимодействия отечественной системы высшего образования и региональных рынков, обусловленных территориальной спецификой. Обсуждаются основополагающие принципы взаимодействия региональных систем высшего образования и бизнес-сообщества (ориентация на обеспечение запросов экономики, коллегиальный, открытый и взаимовыгодный характер сотрудничества) и существующий опыт различных субъектов РФ с учётом особенностей региональной ситуации. Представлена характеристика актуального уровня инновационно-предпринимательской активности российских вузов. Систематизированы практики согласования потребностей экономики и деятельности организаций высшего образования в области кадрового и технологического обеспечения региональной экономики. Описаны модели институционального оформления совместной деятельности вузов, бизнес-сообществ и региональных органов власти в интересах социально-экономического развития субъекта РФ. Обсуждены две важнейшие составляющие влияния высшей школы на экономику и социальную сферу региона: адекватное кадровое оснащение развития региона, а также коммерциализация продуктов НИР/НИОКР вузов в инновационной сфере регионов. Показано, что уровень региональной вовлечённости вузов в развитие предпринимательской среды, проекты и программы, функционирующие в интересах местных сообществ, различен, а его институциональное оформление диверсифицировано. В этой связи для согласования потребностей экономики и деятельности вузов в области удовлетворения кадровых запросов и развития новых технологий производства предлагается объединение усилий органов исполнительной власти и специализированных структур-посредников. Показана необходимость формирования в структуре вуза специализированного интерфейса, обеспечивающего ориентацию научной и образовательной деятельности вузов на перспективные требования экономики региона.
В статье обсуждаются проблемы, возникшие в связи с организацией независимой добровольной аккредитации образовательных программ учреждений высшего образования России. На основе открытых официальных источников проведён анализ активности и результатов деятельности российских и зарубежных аккредитующих организаций, а также анализ эффективности национальной системы мониторинга профессионально-общественной аккредитации и Европейского реестра агентств гарантии качества (EQAR). Современное состояние профессионально-общественной аккредитации, по мнению автора, характеризуется не столько «аккредитационным бумом» со стороны вузов, сколько «аккредитационным пузырём» со стороны аккредитующих организаций. Вместе с тем жёсткие требования к аккредитующим организациям, входящим в международный Европейский реестр гарантии качества, обеспечивают доверие и признание независимой международной аккредитации, что делает её всё более востребованной, особенно среди ведущих вузов страны.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В статье рассматриваются некоторые теоретические и эмпирические предпосылки дополнения целей образования ориентацией на индивида как «точку сборки» образовательного результата в условиях турбулентно изменяющейся социальной реальности. Работа носит междисциплинарный характер, её концептуальной основой являются теории постиндустриального общества Д. Белла и «текучей современности» З. Баумана, а также идеи К. Дуэк о способности личностных установок «на рост» или «на данность» влиять на интеллект и достижение целей.
Утверждается, что «растекающееся» состояние образования обусловлено спецификой ещё не завершённого перехода к некоему, пока до конца не ясному пост-состоянию общества. Оно характеризуется принципиальной неопределённостью обстоятельств и тенденций, когда централизованное управление сложными системами затруднено или ошибочно, и это заставляет снижать уровень принятия решений до самоорганизующихся локальных социальных форм, придавая им бόльшую автономию. В данном случае – до индивида и его автономии.
В нашей культуре мы зачастую испытываем недоверие к индивиду и его способности разумно выбирать, а также вольно или невольно снижаем установки на рост и первенство. Однако если предлагать студентам не имитацию научной работы, а хорошо организованные исследовательские практики, то у них формируются подлинно ключевые компетентности, необходимые современному обществу, – готовность находиться в поиске, непрерывно учиться и создавать новые решения для новых задач, которые способствуют выработке соответствующего языка общения, сотрудничеству в групповой работе, смелости в постановке проблем и готовности работать со сложными проблемами. В статье представлен анализ кейса такой работы.
В статье также обсуждается актуальная проблема эксплуатации когнитивного статуса и самочувствия преподавателей в сверхформализованных трудовых практиках.
В статье представлены результаты исследования целеполагания студентов-старшекурсников, обучающихся по направлениям подготовки «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Психология», «Строительство». В ходе исследования совместно анализировались цели, заявленные студентами на год, на пять лет и на срок более 5 лет («на всю остальную жизнь»).
Теоретической базой исследования стал анализ инверсивных отношений в иерархических системах. Подразумевается, что ценностные предпочтения, цели и мотивы образуют иерархические системы, в которых низшие, подчинённые элементы при определённых обстоятельствах способны претендовать на главенствующее значение (в этом и состоит явление инверсии). Развитие инверсий в данных иерархиях способно привести к эскалации социальных противоречий.
В ходе исследования определялись гендерные особенности целеполагания; для выявления достоверности гендерных различий применялось угловое преобразование Фишера. В частности, было выявлено, что респонденты женского пола достоверно чаще указывают на цели, связанные с построением семьи, рождением детей, приобретением недвижимости, любимой работой; респонденты мужского пола большее внимание уделяют высоким заработкам. Особое значение придавалось выявлению инверсий в мотивационной иерархии, отношениям между узкими и широкими социальными мотивами. В частности, было выявлено, что узкие социальные мотивы, связанные с личным и/или семейным благополучием, решительно преобладают в целеполагании студентов над широкими социальными мотивами, а также над познавательными и исследовательскими мотивами. В данном случае имеет место инверсия, в результате которой просоциальные мотивы уступают мотивам эгоистическим, что внушает определённую тревогу. Вместе с тем отмечается выраженное стремление подавляющего большинства студентов к устроению собственной семейной жизни, несмотря на кризис семейных ценностей, отмечаемый в последнее время многими авторами. Большое значение имеет также мотив сохранения семейных уз со старшим поколением. Всё это может рассматриваться как проявление просоциальных тенденций.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируется соответствие структуры предложения и спроса на услуги высшего образования кадровым потребностям развития Дальневосточного федерального округа. Рассмотрены основные рыночные факторы, определяющие спрос (численность потенциальных потребителей, денежные доходы населения, возможность трудоустройства по окончании вуза, уровень возможной заработной платы по полученной специальности, цены на услуги среднего профессионального образования, потребности экономики в специалистах с высшим образованием по группам направлений подготовки), их влияние на рынок услуг высшего образования макрорегиона. В разрезе укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки приведена оценка объёма спроса и предложения услуг высшего образования и их соответствия потребностям развития макрорегиона и входящих в его состав субъектов федерации. Показано, что стратегия формирования управленческих решений в части гармонизации спроса на услуги высшего образования и их предложения требует более глубокой дифференциации в увязке с факторами, влияющими на рынок услуг высшего образования. Предложены основные направления совершенствования системы формирования управленческих решений путём перераспределения полномочий между органами управления высшим образованием в сторону расширения прав региональных и макрорегиональных органов управления.
Рассматривается проблема оттока молодёжи из региона в связи с получением высшего образования. Целью статьи является определение возможностей влияния на потоки межрегиональной учебной миграции. Обосновывается роль вузов в сдерживании учебной миграции из региона и в привлечении миграционных потоков молодёжи. Сделан обзор исследований учебной миграции в регионах России, на его основе выявляются факторы выбора абитуриентами места обучения. Описаны тренды межрегиональной учебной миграции в Приволжском федеральном округе. Проанализированы миграционные планы старшеклассников Ульяновской области. В качестве методов исследования использовались междисциплинарный анализ литературы, социологический опрос, метод экспертных оценок, анализ статистических данных. Эмпирическая база – результаты опроса 1010 старшеклассников, 91 родителя и 27 руководителей образовательных организаций, проведённого в сентябре–ноябре 2018 г. в Ульяновской области. Методологическое основание данной работы – принципы и подходы, сформулированные в исследованиях региональных систем образования в контексте социально-экономических проблем.
Теоретическую значимость имеет предлагаемая классификация причин учебной миграции из региона и причин остаться в регионе. На основе полученных эмпирических данных предлагаются пути предотвращения учебной миграции из региона. В частности, выявлено, что качество образования в региональных вузах не является для абитуриентов фактором, значительно влияющим на выбор вуза. В наибольшей мере планы старшеклассников обусловлены субъективным восприятием социально-экономических условий региона, в котором они хотели бы получать образование. Поскольку учебная миграция имеет объективные и субъективные причины, для влияния на неё требуется комплекс экономических, правовых и информационно-пропагандистских инструментов. Делается вывод, что в регионе существуют две основные силы, способные влиять на учебную миграцию, – это органы власти и сама территориальная система образования, структурным элементом которой являются вузы. Помимо эффективной образовательной и научной деятельности вузам необходимо осуществлять целенаправленную маркетинговую политику, а также предпринимать усилия по формированию имиджа всей территориальной системы образования.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
Целью статьи является представление модели подготовки инженеров, базирующейся на новых подходах к инженерному образованию с учётом современных достижений педагогики высшей школы. По мнению авторов, основная причина недостаточного уровня инженерной подготовки состоит в несоответствии сущности передаваемых студентам знаний (как по форме, так и по содержанию) специфике деятельности инженера. Поэтому важной задачей является устранение этого противоречия. В основе предлагаемой модели инженерной подготовки лежит проектирование учебного процесса в логике построения инженерного процесса при разработке инновационной техники. Такая технология обучения, получившая название имитационно-деятельностной технологии инженерной подготовки (ИДТИП), разработана и апробирована в Национальном исследовательском ядерном университете (МИФИ) при подготовке инженеров-разработчиков инновационной техники. Основы, заложенные в предлагаемую технологию инженерной подготовки и механизмы её реализации, можно рассматривать как старт для разработки новой парадигмы подготовки специалистов в данном направлении.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Подготовка квалифицированных кадров в области предпринимательства выступает одним из условий экономического роста. В данной работе представлен опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина по реализации образовательно-просветительского проекта «Молодёжное предпринимательство», ориентированного на обучение предпринимательству студентов всех направлений подготовки. Проект был инициирован органом студенческого самоуправления в научно-исследовательской сфере в рамках института наставничества и осуществлён на основе кластерного подхода при взаимодействии с бизнес-структурами региона. Проект включал в себя пять этапов: 1) программу объединённого студенческого научного совета; 2) программу инновационного бизнес-инкубатора; 3) программу центра поддержки малого и среднего бизнеса «Геометрия бизнеса»; 4) разработку стартапов и 5) открытие малых предприятий. В работе подробно представлено предметное содержание проекта и описаны его этапы.
В настоящей работе представлен механизм проведения мониторинга эффективности реализации образовательных программ магистратуры. В качестве критериев мониторинга рассмотрены пять основных блоков, отражающих эффективность реализации образовательных программ: востребованность, ресурсное обеспечение, контроль качества, контингент обучающихся и трудоустройство выпускников образовательной программы. Каждый критерий содержит три основных показателя, по которым рассчитываются баллы. По итогам проведённого мониторинга с использованием данной методики проводится ранжирование магистерских программ с учётом суммарного количества баллов, набранных по всем критериальным блокам. После анализа полученных данных выясняется, по какому блоку или направлению работы имеются отставания при реализации образовательной программы, и принимаются меры административного характера для выправления ситуации. Итогом проведения данного мониторинга должно стать повышение качества обучения студентов по магистерским программам федерального университета.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В статье отражена одна из главных тенденций современной философии образования, получившая название «аффективный поворот». Опираясь на работы по истории образования и феминистские исследования, автор показывает, что эмоции выступают инструментами организации и контроля сознания, а также являются сферой социально и культурно конструируемых переживаний, воспроизводящих гендерные иерархии. Автор обращает внимание на противоречивый статус женщины в европейской образовательной традиции: с одной стороны, в роли учителя она должна с помощью “материнской любви” привить учащимся навыки эмоционального самоконтроля, а с другой стороны, воспринимается как носитель иррационального начала, представляющего угрозу социальному порядку. Автор отмечает, что в настоящее время тема взаимосвязи эмоций и образования приобрела универсальное значение, закрепившись в понятии «эмоциональная грамотность». Критическому рассмотрению подвергается способность к эмпатии, отмечаются трудности её формирования в рамках программ обучения эмоциональной грамотности.
УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН
В статье представлен опыт Оренбургского государственного университета в контексте решения задач подготовки кадров для цифровой экономики. Обозначены ключевые для цифровой экономики компетенции: гибридные трансдисциплинарные управленческие компетенции, навыки командной работы, управления киберфизическими системами, управления институциональными изменениями, а также варианты их формирования в образовательном процессе вуза. Сформулирована задача согласованного участия университетов и работодателей в совместном определении системы требований по преемственному развитию компетенций цифровой экономики. Обсуждаются вопросы проектирования и реализации электронной информационно-образовательной среды университета, приведены характеристики компонентов электронной информационно-образовательной среды. Сделан акцент на реализации новых форматов учебных материалов, ориентированных на потребности цифровой экономики в сфере машиностроения, строительства, компьютерной безопасности, менеджмента.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что вузы играют ключевую роль в социально-экономическом развитии регионов, где они расположены. Наличие у образовательных организаций долгосрочных партнёрских связей с работодателями способствует укреплению конкурентных преимуществ региона как центра интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала, развитию инновационных форм предпринимательства и укреплению экономики региона. Статья направлена на исследование комплекса вопросов, связанных с практической реализацией основных форм сотрудничества системы высшего образования и бизнес-сообщества на примере Оренбургского государственного университета. Авторами систематизированы и сгруппированы организационные и содержательные формы и методы взаимодействия. В статье сделан вывод о необходимости внедрения комплексного практико-ориентированного подхода в область взаимодействия университетов и предприятий-работодателей с целью подготовки конкурентоспособных специалистов для экономики региона.
В развитии отечественного машиностроения наступил этап системного внедрения цифровых технологий. Целью статьи является представление опыта выпускающей кафедры в формировании востребованных в цифровом машиностроении компетенций будущего инженера. Здесь реализованы методы обучения, соответствующие базовым элементам национальной технологической инициативы, таким как цифровое моделирование, мехатроника, аддитивные технологии, искусственный интеллект в системах управления. Цифровое моделирование осваивается студентами на основе проектного подхода в сквозном курсе 3D-моделирования при решении конструкторских задач нарастающей сложности. Мехатронные модули изучаются и проектируются в учебном процессе как востребованные работодателями инженерные компетенции. Аддитивные технологии осваиваются в лаборатории быстрого прототипирования; метод обучения сочетает командное создание электронных моделей, получение прототипа изделия, представление результата на студенческих профессионально-ориентированных конкурсах. Раскрыты новые виды профориентационной работы: научно-популярные лекции, экскурсии и практика на высокотехнологичном оборудовании. Определены перспективы развития подготовки нового поколения машиностроителей в условиях цифровой экономики: внедрение высокотехнологичных средств обучения и действующего производственного оборудования, реализация опыта иммерсивных сред, геймификация обучения и т.п. − для формирования у студентов компетенций, обеспечивающих комплексные умения деятельности в условиях виртуальных производственных корпораций.
В реалиях наступившего тысячелетия повышение квалификации и управленческой грамотности учителя, преподавателя, педагога уже не является только одним из условий реализации индивидуальной профессиональной траектории, но представляет собой сущностный атрибут человеческого (культурного, цивилизационного) бытия профессионала. В этом контексте факт повышения квалификации выступает действительным и действенным инструментом совершенствования менеджмента в региональном образовании, выходящим на формирование самоуправленческого образа жизни педагога, воспитателя, наставника, тьютора. В статье обобщается опыт деятельности региональных образовательных структур Оренбургского государственного университета, включая факультет повышения квалификации, педагогическую магистратуру, Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, а также Ассоциацию «Оренбургский университетский (учебный) округ», в аспекте повышения квалификации специалистов в области инновационного менеджмента.
ISSN 2072-0459 (Online)