ФЕНОМЕН НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССОРСКОГО ИНСТИТУТА
Аннотация
В данной статье представлены результаты проведенного автором историко-педагогического исследования, целью которого являлось создание целостного представления о развитии научно-педагогической школы Дерптского Профессорского института. Феномен научно-педагогической школы рассматривается автором в культурно-историческом контексте XIX в. как система оперативной подготовки профессоров российских университетов. Даны основные характеристики данного феномена. На основе использования метода исторического моделирования автором была осуществлена историческая реконструкция деятельности Профессорского института, представленная в виде целостной педагогической системы. В статье охарактеризованы компоненты этой системы: содержательный, процессуальный и оценочно-рефлексивный, которые соотнесены со структурой понятия «научно-педагогическая школа». Автор отмечает, что результаты реализации этой модели нашли отражение в деятельности российских профессоров новой формации: продолжая традиции научно-педагогической школы Профессорского института, ее выпускники подготовили достойных учеников. Сохранение традиций российской научно-педагогической школы является одной из актуальных задач в период реформирования системы высшего образования России.
Список литературы
1. О распоряжениях по учреждению Профессорского Института // Сб. постановлений по Министерству нар. просв. Т. 2. Царствование императора Николая I (1825-1855), отд. первое (1825-1839). Изд. II-е. СПб: Тип. В.С. Балашева, 1875
2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 56
3. О лицах, командированных Министерством народного просвещения за границу для приготовления к званию профессоров и преподавателей с 1808 по 1860 год // Журнал Министерства народного просвещения. Часть CXXI. СПб.: тип. И. Огризко, 1864
4. РГИА. Ф. 733. Оп. 51
5. Карнаух Н.В. Реализация модели подготовки преподавателей высшей школы в Дерптском Профессорском институте // Педагогика. 2014. № 3. С. 104-113
6. Карнаух Н.В. Значение зарубежной научной стажировки в системе подготовки российских профессоров в Дерпте // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12. С. 94-99
Просмотров:
233