Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 4 (2015)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-14 147
Аннотация
В статье подробно рассматриваются особенности и преимущества профессионального стандарта как документа нового типа, содержащего актуальную информацию о требованиях к современным квалификациям. Авторами представлен пошаговый алгоритм работы по актуализации и разработке образовательных стандартов и образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов для всех уровней и видов профессионального образования.
14-25 68
Аннотация
В статье рассматриваются этапы эволюции государственных образовательных стандартов высшего образования и опыт ведущих университетов страны в области разработки и реализации самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. Выявлены особенности создания собственных образовательных стандартов в различных вузах и их основные отличия от ФГОС. Определены тенденции развития образовательных стандартов ведущих университетов. Особое внимание уделено стандартам магистратуры по техническим направлениям подготовки.
25-33 21
Аннотация
В статье представлены результаты анализа показателей публикационной активности соискателей ученой степени кандидата наук в двухлетний период до и после защиты диссертации. В 2013 г. в среднем соискатель имел 13 научных публикаций, из которых 11 являлись статьями, включая три «ваковские». Примерно половина лиц, защитивших диссертацию в 2010 г., были зарегистрированы на ресурсе eLIBRARY.RU. Из них 35% в последующие годы после защиты диссертации (2011- 2014 гг.) не опубликовали ни одной статьи, зарегистрированной в РИНЦ. Только 10% кандидатов наук продолжают активную публикационную деятельность.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

34-43 33
Аннотация
Стремительные изменения техносферы предъявляют особые требования к ее инфраструктуре. В связи с этим вопрос о миссии инженерного образования становится все более актуальным. В статье рассмотрены основные тренды, определяющие характер и направленность современной инженерной деятельности с соответствующими требованиями к ней. Поднимается проблема нарастания конфликта между традиционной парадигмой инженерного образования и становящейся альтернативной парадигмой, что требует перехода к новой модели образования, в которой важное место занимает социокультурный вектор.
44-50 22
Аннотация
Выполнен анализ различных технологий дуального высшего образования. Одной из перспективных форм реализации дуального высшего технического образования является использование возможностей корпоративного консорциума, аналогичного тому, что создан на базе Карагандинского государственного технического университета (КарГТУ). Для сокращения сроков учебы и исключения временного разрыва теоретическое обучение предлагается проводить на основе Интернет-технологий по вечерней форме одновременно с получением практических навыков и умений на производстве. Описан опыт организации распределенного учебного Интернет-процесса в сетевых режимах по техническим специальностям в КарГТУ.
50-55 13
Аннотация
В статье освещаются некоторые социальные и экономические вопросы организации образовательного цикла в аспекте международно-правового профиля подготовки магистров юриспруденции в условиях инженерно-технического вуза.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

56-61 33
Аннотация
В статье рассмотрена проблема подготовки высококвалифицированных специалистов при решении задач модернизации экономики в направлении создания высокотехнологичных производств. Показано, что одной из причин недостаточного уровня профессиональной подготовки инженерных кадров в сложившейся ситуации является переход на систему академического образования «бакалавр - магистр». Представлены возможности обеспечения качества инженерного образования на основе разработки и реализации актуальных программ дополнительной профессиональной подготовки в сотрудничестве вузов с промышленными предприятиями. Представлен опыт участия специалистов ПНИПУ в Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров.
61-64 24
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные проблемы, стоящие перед торговым образованием на современном этапе, с учётом требований, изложенных в ФГОС (для СПО и ВО) и их изменений после принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
65-69 43
Аннотация
На основе анализа образовательного опыта вуза охарактеризована роль педагогической практики в построении подготовки бакалавров для сферы социальной педагогики. Представлены данные эмпирических исследований и аналитические материалы, отражающие современное состояние профессиональной подготовки социальных педагогов в динамике. Обоснованы возможности профессиональной пробы как средства реализации образовательного процесса в педвузе.

ЮБИЛЕЙ

72-78 10
Аннотация
В статье ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана содержатся сведения об истории вуза и его современном состоянии, формулируются основные направления его развития как национального исследовательского университета техники и технологий. Подчеркивается историческая и концептуальная преемственность организации учебного процесса: от «русского метода подготовки инженеров» к научно-образовательным центрам как современной модели образования в техническом вузе.
79-86 24
Аннотация
Статья посвящена формируемой в МГТУ им. Н.Э. Баумана инновационной системе научно-образовательных центров, их вкладу в выполнение миссии национального исследовательского университета. Показано, что данная система, базирующаяся на реальном производстве, сочетающая научные исследования, бизнес-процессы и современные образовательные технологии, обеспечивает техническому университету возможность подготовки выпускников, обладающих необходимыми компетенциями и готовностью к участию в инновационных разработках, которые будут определять будущее российской науки и промышленности.
87-91 24
Аннотация
В статье рассматриваются особенности реализации в МГТУ им. Н.Э. Баумана непрерывной интегрированной целевой подготовки кадров для предприятий ракетно-космической отрасли. Показано, что использование инструментов поддержки и развития научной работы с молодёжью, а также введение космической тематики в преподавание естественнонаучных и общеинженерных дисциплин способствует качественной подготовке высококвалифицированных специалистов для ракетно-космической отрасли.
91-97 19
Аннотация
В статье рассматривается созданный в МГТУ им. Н.Э. Баумана комплекс образовательных центров, на базе которого осуществляется подготовка студентов к ведению инновационного бизнеса и формируются специфические компетенции. Деятельность центров, сочетающая современные образовательные технологии и реальные бизнес-процессы, становится местом, где наука и инноватика, обучение бизнесу и менеджменту высоких технологий объединяются в единое целое.
97-104 67
Аннотация
Российская Федерация и Китайская народная республика являются давними и постоянными партнерами. Профессиональные ассоциации вузов двух стран стали признанной формой организации сотрудничества в области развития высшего образования. Ассоциация технических университетов России и Китая (АТУРК), созданная в 2011 г., стала одной из первых российско-китайских ассоциаций вузов в области подготовки инженерных кадров. За короткий период она подтвердила свою роль как нового института развития отношений двух стран в области образования.В статье рассмотрены история создания АТУРК, основные направления ее деятельности и итоги работы, проделанной с момента ее создания.
104-109 7
Аннотация
В статье рассматриваются направления социальной политики в техническом университете. Показывается, что для достижения главной цели социальной политики государства, заключающейся в повышении благосостояния ее граждан, нужно объединять усилия всех субъектов социальной сферы. Предлагается использовать практику социального партнерства для разработки и реализации социальных программ, предусмотренных в рамках сформированной в университете социальной политики. Представлены результаты выполнения ряда программ, разработанных в МГТУ им. Н.Э. Баумана и реализуемых профсоюзными организациями работников и студентов. Сложившаяся практика социальной работы позволяет оказать работникам и обучающимся реальную действенную помощь.
110-116 42
Аннотация
В процессе подготовки специалистов важную роль играет деятельность органов студенческого самоуправления. Она позволяет формировать у обучающихся сознательную гражданскую позицию, стремление к сохранению и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, а также развивает общекультурные компетенции, необходимые будущему выпускнику. В значительной мере она способствует подготовке высококвалифицированного, разносторонне развитого специалиста. В статье рассмотрен опыт студенческих организаций, функционирующих в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

117-127 72
Аннотация
Сегодняшняя ситуация, сложившаяся в нашей стране в сфере науки и высшего образования, отличается повсеместным господством новой бюрократии. Эта бюрократия обосновывает свою реформаторскую деятельность некоторыми молчаливо принятыми за истину мифами, покоящимися якобы на зарубежном опыте. В данной статье эти мифы последовательно критикуются.
127-136 26
Аннотация
Высшее образование, являясь институтом подготовки кадров высшей квалификации, выполняет важнейший общественный запрос. Одновременно с этим высшее образование развивается в соответствии с тем, как общество к нему относится. Оно не может полноценно функционировать в условиях недостаточного материального, финансового, правового обеспечения. Естественным результатом недостаточного обеспечения является значительное ухудшение качества высшего образования. В статье также рассматриваются другие факторы, усиливающие значение высшего образования для общества, а именно социальный капитал семьи, позволяющий увеличить материальную отдачу от высшего образования. Существенно повысить качество высшего образования можно за счет тесного взаимодействия вузов с работодателями данного региона. Эта деятельность, уже широко распространенная в мире, еще не получила своего воплощения в российской реальности. Особое внимание уделяется статусу и эффективности дистанционного образования. Проводится компаративистский анализ российских и зарубежных вузов.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

136-142 32
Аннотация
Вопросы женского высшего образования активно обсуждались в прессе во второй половине XIX века. Анализ передовых статей консервативной газеты «Московские ведомости», издаваемой М.Н. Катковым, показывает, что газета не оспаривала прав женщин на поступление в университет, но рассматривала этот вопрос в неразрывной связи с проблемой формирования системы качественного среднего образования для женщин. «Московские ведомости» аргументированно доказывали необходимость серьезной предварительной подготовки, обязательность гимназического курса для девушек, а также предостерегали общество от излишнего увлечения «нигилизмом».
143-149 9
Аннотация
В данной статье представлены результаты проведенного автором историко-педагогического исследования, целью которого являлось создание целостного представления о развитии научно-педагогической школы Дерптского Профессорского института. Феномен научно-педагогической школы рассматривается автором в культурно-историческом контексте XIX в. как система оперативной подготовки профессоров российских университетов. Даны основные характеристики данного феномена. На основе использования метода исторического моделирования автором была осуществлена историческая реконструкция деятельности Профессорского института, представленная в виде целостной педагогической системы. В статье охарактеризованы компоненты этой системы: содержательный, процессуальный и оценочно-рефлексивный, которые соотнесены со структурой понятия «научно-педагогическая школа». Автор отмечает, что результаты реализации этой модели нашли отражение в деятельности российских профессоров новой формации: продолжая традиции научно-педагогической школы Профессорского института, ее выпускники подготовили достойных учеников. Сохранение традиций российской научно-педагогической школы является одной из актуальных задач в период реформирования системы высшего образования России.
149-154 10
Аннотация
В статье рассматривается деятельность высших учебных заведений педагогического профиля Сибири по развитию ведущих научных направлений в 60-80-е гг. ХХ в. На основе архивных документов и материалов анализируются наиболее значительные достижения ученых педвузов региона в ведущих областях педагогической науки.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

155-159 42
Аннотация
Эмпирическая основа статьи - практический опыт реализации творческих проектов на протяжении двух лет (четырех семестров) при обучении бакалавров по направлению «Управление качеством» в рамках реализации инициативы CDIO в Томском политехническом университете. Приводится описание реализованных проектов, анализируются и обобщаются их результаты. Даются рекомендации по созданию педагогических условий для использования проектной деятельности в процессе обучения студентов младших курсов.
159-163 16
Аннотация
Если человек желает оставаться актуальным специалистом в современном мире, он должен постоянно обновлять свои знания, изучать новые направления и информационные технологии. Как это сделать? Он будет заниматься самообразованием или пройдет курсы в каком-либо образовательном центре? Ответ на эти вопросы во многом зависит от условий и качества образовательного процесса, организуемого учебными центрами. Авторами статьи предложены рекомендации к методике обучения любому программному продукту. Главным требованием к выбору методики обучения является адаптация курсов к требованиям и практическим задачам заказчика. В данной публикации излагается методика обучения, применяемая в учебном центре «Autodesk-ОмГТУ». Предлагаемая методика построена на основе модульного принципа, который легко расширяется и модифицируется под различные образовательные курсы.
163-167 30
Аннотация
Обучение студентов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) требует новых подходов к реализации их итоговой аттестации. В рамках данного исследования проведено сопоставление областей профессиональной деятельности и предъявляемых требований для студентов инженерного уровня подготовки, обучающихся по специальности 190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и бакалавриата по направлению 190600.62 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Выявлены особенности итоговой аттестации выпускников бакалавриата. Рассмотрены существующие подходы к формированию тематики и структуры выпускной квалификационной работы бакалавра, их преимущества и недостатки применительно к исследуемому направлению подготовки. Предложен оптимальный, по мнению авторов, вариант общей тематики выпускной квалификационной работы. Представлены разделы типовой выпускной квалификационной работы бакалавра в сопоставлении с разделами традиционного дипломного проекта специалиста (инженера). Предлагаемая тематика и структура выпускной квалификационной работы должны обеспечить высокий уровень качества подготовки бакалавров по ФГОС.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)