Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Подготовка нового поколения машиностроителей для цифровой экономики

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-150-159

Полный текст:

Аннотация

В развитии отечественного машиностроения наступил этап системного внедрения цифровых технологий. Целью статьи является представление опыта выпускающей кафедры в формировании востребованных в цифровом машиностроении компетенций будущего инженера. Здесь реализованы методы обучения, соответствующие базовым элементам национальной технологической инициативы, таким как цифровое моделирование, мехатроника, аддитивные технологии, искусственный интеллект в системах управления. Цифровое моделирование осваивается студентами на основе проектного подхода в сквозном курсе 3D-моделирования при решении конструкторских задач нарастающей сложности. Мехатронные модули изучаются и проектируются в учебном процессе как востребованные работодателями инженерные компетенции. Аддитивные технологии осваиваются в лаборатории быстрого прототипирования; метод обучения сочетает командное создание электронных моделей, получение прототипа изделия, представление результата на студенческих профессионально-ориентированных конкурсах. Раскрыты новые виды профориентационной работы: научно-популярные лекции, экскурсии и практика на высокотехнологичном оборудовании. Определены перспективы развития подготовки нового поколения машиностроителей в условиях цифровой экономики: внедрение высокотехнологичных средств обучения и действующего производственного оборудования, реализация опыта иммерсивных сред, геймификация обучения и т.п. − для формирования у студентов компетенций, обеспечивающих комплексные умения деятельности в условиях виртуальных производственных корпораций. 

Об авторах

А. Н. Поляков
Оренбургский государственный университет
Россия

Поляков Александр Николаевич – доктор технических наук, профессор, завкафедрой машиностроения, металлорежущих станков и комплексов

Адрес: 460018, г. Оренбург, проспект Победы, 132 



И. Д. Белоновская
Оренбургский государственный университет
Россия

Белоновская Изабелла Давидовна – доктор педагогических наук, профессор 

Адрес: 460018, г. Оренбург, проспект Победы, 132 



Список литературы

1. Материалы заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. URL: http://политикапрезидента.рф/zasedanie-soveta-po-strategicheskomu-razvitiyu-iprioritetnym-proektam

2. Индикаторы инновационной деятельности 2018: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2018. 344 с.

3. Национальная технологическая инициатива // Агентство стратегических инициатив. URL: http://asi.ru/nti/

4. Волостнов Б.И. Цифровое машиностроение: принципы создания и перспективы развития интеллектуальных производств // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2018. №1. С. 4–37.

5. Zafoschnig A. Smart Ideas for Engineers – the Impact of Emerging Technologies on Modern Engineering Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2018. Vol. 27, no. 6, pp. 66-70.

6. Иванов В.Г., Сазонова З.С., Сапунов М.Б. Инженерная педагогика: попытка типологии // Высшее образование в России. 2017. № 8−9 (215). С. 32–42.

7. Kargapoltseva N.A., Kargapoltsev S.M., Dneprov S.A., Gajazova G.A., Ilkevich B.V., Goncharuk A.Ju. Organizational and pedagogical conditions of professional development of employees of education // Man in India. 2017. No. 97 (14). Р. 129–139.

8. Воробьев А.Е., Мурзаева А.К. Роль кафедр в управлении инновациями в образовательном процессе // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 17–22.

9. Барабанова С.В., Кайбияйнен А.А., Крайсман Н.В. Цифровизация инженерного образования в глобальном контексте (обзор международных конференций) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №1. С. 94–103.

10. Belonovskaya I.D., Kryukova N.I., Zakharova A.N., Dulina G.S., Yusupova Z.F., Bogdanova J.N. Didactic features of pedagogical interaction as the basis of university education // Man in India. 2017. Vol. 97. No. 3. Р. 29–41.

11. Белоновская И.Д., Сердюк А.И., Езерская Е.М., Романенко К.С. Аддитивные технологии в целевом обучении студентов инженерно-технических направлений подготовки: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2018. 116 с.

12. Shukhman A., Belonovskaya I., Anischenko V., Barsukova D., Khomyakova N. Approaches to training of engineering program students for innovative activity // Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2015. Р. 950–952.

13. Polyakov A.N., Goncharov A.N. and Kamenev S.V. Assessing the temperature error in operational machine tools // Russian Engineering Research. 2018. vol. 38. № 5. Рp. 408–410.

14. Parfenov I.V., Polyakov A.N. Experimental research of kinetic and dynamic characteristics of temperature movements of machines // IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 2018. Vol. 327. Pp. 042076. URL: https://doi.org/10.1088/1757899X/327/4/042076

15. Белоновская И.Д., Сердюк А.И., Езерская Е.М. Технологии командного взаимодействия в учебно-производственной деятельности студентов инженерно-технических направлений подготовки: учебное пособие / Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2018. 157 с.


Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)