Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-67-82

Аннотация

В статье рассматривается влияние культуры метамодерна и дигитализации образования на трансформацию педагогического понимания процесса обучения. Автор опирается на трактовки эпохи «после постмодерна», представленные в работах С. Абрамсона, М. Эпштейна, Р. Эшельмана, А. Кирби, Дж. Менша, П. Самюэльса, Л. Тёрнера, Т. Вермюлена и Р. Ван ден Аккера; на трансдисциплинарный (Б. Николеску) и коннективистский (Д. Кормье, Дж. Сименс) подходы, международные документы, определяющие стратегию развития образования в сложном обществе. Автор показывает, как в эпоху метамодерна под влиянием всеобщей дигитализации образовательного пространства появляются признаки, свидетельствующие о выходе теории и практики обучения за пределы закреплённых в веках педагогических смыслов. Это проявляется на уровне стихийной трансформации основных компонентов процесса обучения, изменений педагогического тезауруса, появления «гибридных» дидактических теорий. Данное явление определяется автором как постпедагогический синдром цифровой эпохи, способный нарушить историческую преемственность образовательной культуры. В статье говорится о недостаточности ресурсов современной педагогической науки для объяснения реалий непрерывного образования как части культуры цифромодернизма и разработки подлинно инновационных способов обучения. Высказано предположение о том, что создание эффективных методик обучения и самообразования в цифровую эпоху возможно лишь в случае переосмысления и переоценки базовых дидактических категорий и понятий на трансдисциплинарной основе с учётом педагогического опыта аналоговой эпохи и сохранения преемственности гуманитарных ценностей и смыслов. Рассуждения автора и сделанные выводы адресованы сторонникам исследования образования на междисциплинарной и трансдисциплинарной основе.

Об авторе

И. А. Колесникова
Международная академия гуманизации образования
Россия

Колесникова Ирина Аполлоновна – доктор педагогических наук, профессор, действительный член

199226, Санкт-Петербург, Новосмоленская набережная, 8, кв. 64, 

Universitatsplatz 1 31141 Hildesheim, Germany

SPIN-код: 7285-7362



Список литературы

1. Гуманистическая педагогика: xxi век // Новая газета. 2015. 11 октября. № 112. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/10/11/65959-gumanisticheskaya-pedagogikaxxi-vek

2. Illich I. Deschooling Society. New York: Harper & Row, 1971. 116 c. (Русский перевод: Иллич И. Освобождение от школ. URL: https://ru.theanarchistlibrary.org/library/ivan-illichosvobojdenie-ot-shkol.pdf)

3. Эпштейн М. De’but de sieсle, или От пост-к прото-. Манифест нового // Знамя. 2001. № 5. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2001/5/epsh.html

4. Рубцов А.В. До и после постмодерна: на пороге сверхнового времени // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2018. №1. С. 143–157. DOI: 10.23683/2218-5518.2018.1.143157

5. Baudrillard Live. Selected Interviews. M. Gane (Ed). London: Routledge, 1993. 6. Turner L. Metamodernism: A Brief Introduction // Notes on Metamodernism. 2015. January 12. URL: http://www.berfrois.com/2015/01/everythingalways-wanted-know-metamodernism/

6. Vermeulen T., van den Akker R. Notes on metamodernism // Aesthetics & Culture. 2010. vol. 2. Р. 1–14. URL: http://www.emerymartin.net/FE503/Week10/Notes%20on%20Metamodernism.pdf ; Русский перевод: URL: http://metamodernizm.ru/notes-on-metamodernism/

7. Freinacht H. 5 things that make you metamodern // Metamoderna. 2015. February 16. URL: http://metamoderna.org/5-things-that-makeyoumetamodern?lang=en

8. Шалаев В.П. Глобализация, постмодерн, бифуркационный человек – маркеры переходной истории // Сервис plus. 2008. Т. 2, вып. 2. С. 95–106. URL: https://readera.ru/140209785

9. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9. No. 5, October. DOI: 10.1108/10748120110424816

10. Kirby A. Digimodernism: How New Technologies Dismantle the Postmodern and Reconfigure Our Culture. New York: Continuum Publishing Corporation, 2009. 282 p.

11. Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age // elearnspace. 2004. December 12. URL: http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm

12. Siemens G. Knowing Knowledge. Lulu.com, 2006. 176 p.

13. Ihde D. Technology and the lifeworld: From Garden to Earth. Indiana University Press, 1990. C. 72–96.

14. Muller-Eiselt R. Die digitale Bildungsrevolution. Der radikale Wandel des Lernens und wie wir ihn Gestalten konnen. Munchen: DVA, 2015.

15. Манифест о цифровой образовательной среде, 2015. URL: http://manifesto.edutainme.ru

16. Peltekova E.V., Stefanova E.P. Inquiry-Based Learning «Outside» the Classroom with Virtual Reality Devices // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Vol. 12, no. 3. Р. 112–116.

17. Колесникова И.А. Концептосфера непрерывного образовании: логика и методология изучения // Непрерывное образование XXI век. 2016. Вып. 3(15). DOI: 10.15393/j5.art.2016.3210

18. Cormier D. Rhizomatic Education: Community as Curriculum // Innovate: Journal of Online Education. 2008. Vol. 4. Issue

19. Article 2. URL: https://nsuworks.nova.edu/innovate/vol4/iss5/2

20. Ивашкин Ю.А., Назойкин Е.А. Мультиагентное имитационное моделирование процесса накопления знаний // Программные продукты и системы. 2011. № 1. С. 47–52.

21. Березин С.Н. Постфеноменологический дискурс // Дискурс Пи. Екатеринбург: Институт философии и права УрО РАН. 2009. Вып. 8. C. 125–128. URL: http://www.madipi.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=100&Itemid=89

22. Eshelman R. Performatism, or the End of Postmodernism // Anthropoetics. 2001. Vol 6. No. 2. URL: http://www.anthropoetics.ucla.edu/ap0602/perform.htm

23. Чошанов М.А. E-дидактика: Новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16. № 3. С. 673–685. URL: https://readera.ru/14062503

24. Майер Р.В. Кибернетическая педагогика: имитационное моделирование процесса обучения Глазов: ГГПИ, 2014.

25. Кибернетическая педагогика: онтологический инжиниринг в обучении и образовании / К. А. Метёшкин, О.И. Морозов, Л.А. Федорченко, Н.Ф. Хайрова. Харьков: ХНАГХ, 2012. 207 c.

26. Fullan M. Stratosphere: Integrating Technology, Pedagogy, and Change Knowledge. Pearson, 2012. 112 p.

27. Колесникова И.А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. Вып. 4 (8). DOI: 10.15393/j5.art.2014.2642.


Рецензия

Просмотров: 1195


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)