Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Сетевой анализ степени интеграции вузов Проекта 5-100 в международное образовательное пространство

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-155-167

Аннотация

В статье анализируются меры Российской Федерации по интернационализации и глобализации системы высшего образования, её интеграции в международное научнообразовательное пространство. Одной из инициатив органов власти в данном направлении является Проект 5-100, призванный повысить конкурентоспособность как отдельной группы университетов, так и российской системы высшего образования в целом. Среди успешных практик Проекта 5-100 можно выделить представительство единым стендом университетов-участников на международных образовательных выставках APAIE, EAIE, NAFSA. В рамках проведённого исследования на основе сетевого анализа с использованием графов изучены взаимодействия университетов Проекта 5-100 с зарубежными партнёрами на глобальных международных образовательных выставках. Степень эффективности взаимодействия с точки зрения интеграции вузов в международное образовательное пространство определяется с помощью оценки представителями обозначенной группы вузов полезности участия в подобных мероприятиях, а также наукометрического анализа. На основании проведённого исследования выявлено, что участие в международных образовательных выставках: проведение переговоров, налаживание контактов с зарубежными партнёрами – способствует интеграции вузов Проекта 5-100 в международное образовательное пространство.

Об авторах

П. А. Жданов
Федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр социологических исследований»
Россия

канд. полит. наук, главный специалист отдела аналитики и мониторинга,

109004, г. Москва, Земляной Вал, 50а/8, стр. 2



Н. А. Полихина
Федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр социологических исследований»
Россия

исполняющая обязанности директора,

 109004, г. Москва, Земляной Вал, 50а/8, стр. 2



Е. Ю. Сема
Федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр социологических исследований»
Россия

главный специалист отдела аналитики и мониторинга,

 109004, г. Москва, Земляной Вал, 50а/8, стр. 2



Л. В. Казимирчик
Федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр социологических исследований»
Россия

канд. полит. ведущий научный сотрудник,

109004, г. Москва, Земляной Вал, 50а/8, стр. 2



И. Б. Тростянская
Федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр социологических исследований»
Россия

канд. полит. наук, начальник научно-аналитического отдела,

 



А. А. Барсуков
Федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр социологических исследований»
Россия

начальник отдела аналитики и мониторинга,

109004, г. Москва, Земляной Вал, 50а/8, стр. 2



Список литературы

1. Bartell M. Internalization of Universities: A university culture-based framework // Higher Education. 2003. Vol. 45. No. 1. P. 43–70.

2. Налетова И.В. Процессы глобализации и интернационализации в современном высшем образовании // Вестник ТГТУ. 2005. Т. 11. №3. С. 777–782.

3. Прохоров А.В. Интернационализация высшего образования: состояние, проблемы, перспективы // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2012. №2 (4). С. 8–17.

4. Сагинова О.В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования // Экономика образования. 2005. №1 (26). С. 38–48.

5. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. №3. С. 203–211.

6. Фибих Е.В. Международное сетевое сотрудничество как один из способов интеграции в мировое образовательное пространство // Решетнёвские чтения: материалы XVIII Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнёва. 2014. №2 (18). С. 505–507.

7. Заякина Р.А., Ромм М.В. Предикторы распада социальных сетей с участием отечественного университета // Сибирский педагогический журнал. 2017. №4. С. 7–12.

8. Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие – ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник Томского государственного университета. 2012. №354. С. 163–166.

9. Пономарева Е.В. Сетевая модель сотрудничества университетов как габитус современной системы высшего образования // Вестник ПАГС. 2008. №16. С. 105–110.

10. Чичерина Н.В., Бугаенко О.Д. Модели основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме // Высшее образование в России. 2016. №10 (205). С. 24–36.

11. Фролов Ю.Н. Сетевое взаимодействие образовательных организаций: стратегические вызовы и новые подходы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 3. №1. С. 73–81.

12. Bernhard A. Quality Assurance in an International Higher Education Area. VS Verlag fьr Sozialwissenschaften, 2012. 300 p. DOI: 10.1007/978-3-531-94298-8

13. Дегтярева В.В., Жданова И.В. Сетевой подход к проектированию инклюзивной образовательной среды // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей. М.: МГППУ, 2018. С. 83–90.

14. Jarab J. Reforming Systems and Institutions of Higher Learning: Towards the Creation of a European and Global Higher Education Area // Education, Citizenship and Social Justice. 2008. Vol. 3. No. 1.

15. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. 2015. №6 (40). С. 23–28. 16. Дядиченко Е.А., Дядиченко О.В. Социальные сети в системе высшего образования: мировое образовательное пространство // Наука и Мир. 2015. Т. 2. №8 (24). С. 47–49.

16. Альтбах Ф.Г., Найт Д. Интернационализация высшего образования: движущие силы и реальность // Экономика образования. 2008. №4. С. 100–106.

17. Сухристина А.С., Зиятдинова Ю.Н., Кочнев А.М. Сетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт КНИТУ // Высшее образование в России. 2016. №11 (206). С. 103–110.

18. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2006. 235 с. 20. Scott J. Social Network Analysis. SAGE Publications Ltd, 2017. 248 p.

19. Wasserman S., Faust K. Social Network Analysis: Methods and Applications (Structural Analysis in the Social Sciences). Cambridge University Press, 1998. 857 p.

20. Муравьев А.А. Высшие учебные заведения и процессы их сетевизации // Экономика образования. 2011. №2. С. 98а–99.

21. Erasmus+ annual report 2017. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. 102 p.

22. ЮНЕСКО. Инчхонская декларация – Образование-2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни. Инчхон. 2015.

23. Гурулева Т.Л., Бедарева Н.И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №4. С. 108–123.

24. Меликян А.В. Основные характеристики международных сетей университетов // Вопросы образования. 2014. №3. С. 100–117. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-100-117

25. Kerr C. Higher Education Cannot Escape History: Issues for the Twenty-First Century. SUNY Series Frontiers in Education. Albany: State University of New York Press, 1994. 178 p.

26. Scott P. Massification, Internationalization and Globalization // The Globalization of Higher Education. Buckingham: SRHE and Open University Press, 1998, pp. 108–129.

27. Лысенко Е.В., Ольховиков К.М. Совместные формы интернационализации высшего образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №2 (26). С. 47–51.

28. Жданов П.А. «Группа двадцати» в терминах и категориях сетевого подхода // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. №3. С. 61–72.

29. Акоев М.А. Картирование науки и технологии, прогноз развития // Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии / Ред. Акоев М.А., Маркусова В.А., Москалева О.В., Писляков В.В. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 164–184. DOI: 10.15826/B978-5-7996-1352-5.0007

30. Басараб М.А., Глинская Е.В., Иванов И.П., Колесников А.В., Кузовлев В.И. Исследование структуры графа научного соавторства методами анализа социальных сетей // Вопросы кибербезопасности. 2017. №1 (19). С. 31–36. DOI: 10.21681/2311-3456-2017-1-31-36

31. Agreste S., Catanese S., De Meo P., Ferrara E., Fiumara G. Network structure and resilience of Mafia syndicates // Information Sciences. 2016. Vol. 351. pp. 30-47.

32. Park D., Bae A., Schich M., Park J. Topology and evolution of the network of western classical music composers // EPJ Data Science. 2015. Vol. 4. No. 1.

33. Давыдова Н.Н., Дорожкин Е.М., Федоров В.А. Научно-образовательные сети: теория, практика. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2016. 481 c.


Рецензия

Просмотров: 556


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)