Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 28, № 11 (2019)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

9-21 142
Аннотация
Рассмотрены особенности социального поведения студентов в процессе подготовки к обучению и в период обучения в магистратуре. Объектом исследования выступили студенты бакалавриата третьего и четвёртого года обучения, а также магистранты первого и второго года обучения из семи региональных государственных вузов России. Для проведения опроса была использована специально разработанная анкета. Анализ результатов комплексного мониторинга студентов бакалавриата и магистратуры позволил оценить степень информированности студентов бакалавриата о предназначении магистратуры и их готовность сделать свой выбор; определить мотивы обучения в магистратуре у студентов бакалавриата и магистратуры; оценить материальное положение студентов, обучающихся в магистратуре. Обсуждены механизмы повышения качества обучения магистрантов в российских вузах, использование которых позволит лучше решать практические задачи совершенствования системы управления подготовкой магистров, будет способствовать более эффективному функционированию института магистратуры в системе российского образования.
22-33 151
Аннотация
В статье представлены размышления о проблемах и возможных приоритетах развития гуманитарных наук и образования в России с учётом основных программных документов государства в сфере науки и образования. Автор полагает, что в этих документах недостаточно осмыслен т.н. социально-гуманитарный аспект функционирования науки и инноваций, за которым стоит комплекс проблем и возможностей, начиная от использования социальных и культурных знаний как одного из источников творчества и инноваций и заканчивая осуществлением прогнозов и форсайтов, экспертиз сценариев развития и управленческих решений, выявлением рисков и последствий в процессе нарастающего влияния научно-технического прогресса на природу, общество и человека; формированием ценностных ориентаций и образовательных перспектив. Отмечается, что в этой ситуации очень важен отход от преимущественно технократической трактовки результатов научно-технологического развития России на историческую перспективу, признание особого статуса социально-гуманитарных наук и гуманитарного образования как важнейшего ресурса противостояния ускоренному разрушению природы и общества, фактора познания, диалога и управления.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

34-46 109
Аннотация
В статье представлен анализ проблемы образовательной неуспешности студентов российских вузов, а также ресурсов, необходимых для её решения. Раскрывается актуальность проблемы, обосновываются методологические подходы к её социологическому исследованию. Среди них – теория человеческого капитала, ресурсный подход, теория социальной общности. Эмпирической базой статьи выступают результаты авторских исследований высшего образования, проведённые в 2011–2017 гг. Даётся трактовка понятий «образовательная неуспешность» и «проблемное студенчество». Показываются социальные причины возникновения феномена образовательной неуспешности. Приводится типология современного студенчества, разработанная на основе двух критериев – уровня сформированности образовательной мотивации и готовности к обучению в вузе. Рассматриваются риски роста численности неуспешных студентов в вузах провинциальной России. Показываются перспективы преодоления образовательной неуспешности студентов.
47-55 128
Аннотация
В связи с переходом российской высшей школы на ФГОС ВО 3++ в настоящее время активно идёт процесс проектирования новых образовательных программ подготовки специалистов. Разработчикам образовательных программ необходимы знания о психологических особенностях современных студентов, актуализирующих новые педагогические подходы и практики в образовательном процессе. В статье рассматриваются психологические особенности поведения в учебно-познавательной сфере новой генерации студентов, которую относят к «цифровому поколению» (Z-поколение), и особенности педагогической работы с ними. Приводятся данные эмпирического исследования «цифрового поведения» современных студентов в Волгоградском государственном техническом университете. Показано, что современные студенты являются активными пользователями цифровых технологий как в повседневно-бытовой сфере, так и в учебно-профессиональной, но не всегда в этом превосходят старшее поколение (X, Y). Широкое и активное использование различных гаджетов и девайсов приводит к изменению механизмов познавательных процессов и формированию новых поведенческих трендов, обусловливает необходимость применения инновационных, адекватных действительности методов обучения и воспитания.
56-67 110
Аннотация

Образовательная система является значимым социальным институтом, в котором происходит личностное становление человека, формируется его картина мира и представление о субъективном благополучии. Несмотря на большое количество исследований, посвящённых проблеме психолого-педагогической безопасности образовательной среды, малоисследованной остаётся сфера высшего образования; имеющийся на сегодняшний день эмпирический материал не получил методологического обоснования и концептуализации.

Цель статьи – определение категории «риск образовательной среды вуза» и эмпирическое исследование представлений абитуриентов и студентов о рисках образовательной среды.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 213 абитуриентов и 547 студентов Кубанского государственного технологического университета. В качестве методов исследования были использованы: метод экспертной оценки, интервью, анкетирование, контент-анализ, метод анализа среднего, кластерный анализ, факторный анализ.

Результаты исследования. Сравнительное исследование степени выраженности рисков образовательной среды с точки зрения абитуриентов и студентов вуза показало значимые различия в оценке рисков этими группами респондентов. В представлении абитуриентов наибольшие риски связаны с социально-психологическими аспектами образовательной среды вуза, отношениями внутри студенческого коллектива и взаимодействием с преподавателями, а также с проблемами, касающимися организации труда и отдыха. Основными источниками формирования представлений абитуриентов о рисках образовательной среды вуза послужили данные СМИ и рассказы родителей и ровесников. Представления студентов о рисках образовательной среды включают факторы внешних и социально-психологических рисков, мотивационных рисков и рисков, связанных с организацией учебного процесса и возникающими из-за этого проблемами.

Обсуждение и заключения. Получила подтверждение гипотеза, что представления абитуриентов о рисках образовательной среды вуза определяются влиянием лично знакомых людей и изменяются в процессе обучения в вузе, когда студенты приобретают повседневный опыт пребывания в данной среде. Результаты проведённого исследования позволяют создать модель психолого-педагогической безопасности образовательной среды вуза, с помощью которой можно прогнозировать основные риски образовательной среды, их формирование, развитие и разрешение. 

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

69-77 70
Аннотация
Представленная работа посвящена анализу современного этапа развития учения о периодичности свойств химических элементов как фундаментального аспекта естественнонаучной картины мира. Изучение явления периодичности свойств химических элементов и его осознание научным сообществом давно вышли за рамки одной науки. Сегодня, после создания двух квантовых теорий электронного строения атома, столетнего опыта исследований химических элементов и экспериментального открытия антиводорода эта проблема далеко не исчерпана. Обобщение теоретических и экспериментальных исследований квантово-механических аспектов химических свойств вещества и первых результатов изучения антивещества позволили выдвинуть гипотезу о существовании новой фундаментальной характеристики химического элемента и дать адекватную современным представлениям формулировку Периодического закона.
78-85 81
Аннотация
Обсуждены вопросы, касающиеся изложения существа Периодического закона Д.И. Менделеева в современном учебном процессе в рамках общеобразовательных и специальных химических дисциплин «Общая химия», «Неорганическая химия» и др. Отмечена некоторая некорректность как в формулировке самого Периодического закона, так и в формулировках тех положений, которые являются основополагающими в интерпретации данного закона (правило Гунда, принцип Паули, правило Клечковского). Предложены также уточнённые формулировки Периодического закона Д.И. Менделеева и каждого из трёх связанных с ним положений.
86-97 93
Аннотация
Представленные выше статьи о юбилее Периодического закона обсуждаются нами в широком философско-научном и образовательном контексте. Сначала на основании идей В. Гумбольдта определяется цель образования в исследовательском университете. Утверждается, что в отличие от школьного образования, ориентированного на передачу готового знания, университетское образование должно формировать критическое мышление. В контексте такого различения формулируется вопрос, как сделать практику преподавания научного закона действительно соответствующей миссии исследовательского университета. В ответе на этот вопрос последовательно рассматриваются два взаимосвязанных аспекта возможного образования будущего учёного. Исторический аспект преподавания научного закона раскрывается через две стратегии отношения к истории науки – антикваризм и презентизм. При этом показывается, что стратегия антикваризма, используемая в преподавании, может служить формированию критического мышления. Аспект преподавания раскрывается через две возможные трактовки научного закона в онтологическом плане – как открытого «закона природы» или как элемента предметной реальности науки. Подчёркивается необходимость критики объективизма (натурализма) научного знания в процессе преподавания научного закона. В итоге утверждается, что предлагаемый в статье подход к преподаванию научного закона может способствовать формированию научного мышления, направленного на поиск нового знания.
98-103 63
Аннотация
Высказаны критические замечания по поводу статьи О.В. Михайлова о преподавании темы «Периодический закон Д.И. Менделеева» в национальном исследовательском университете. Указаны некоторые конкретные ошибки О.В. Михайлова историконаучного и квантово-химического характера, а также дана общая критическая оценка его подхода к преподаванию.

ЯДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

105-116 81
Аннотация
Обучение специалиста-ядерщика в университете обеспечивает получение базовых компетенций, которые будут влиять на результаты работы будущего специалиста в течение всей его последующей профессиональной карьеры. В статье обсуждаются лучшие практики и основные тенденции, которые сложились в высшем образовании в сфере ядерных технологий в России и за рубежом. Анализ проведён на основе материалов, подготовленных различными международными организациями и профессиональными сообществами, и опыта Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в этой области.
117-125 105
Аннотация
В статье представлены результаты исследования движения WorldSkills International в контексте его влияния на развитие отечественного высшего образования. Обосновывается его актуальность, анализируются основные этапы его развития и внедрения стандартов WorldSkills в систему высшего образования России, обсуждается порядок формирования системы компетенций, повышающих конкурентоспособность современных специалистов, а также изложены алгоритмы проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Доказывается необходимость комплексных исследований, позволяющих выявлять закономерности становления и развития профессионализма в различных видах деятельности, разрабатывать модели успешного специалиста, а также использовать технологии диагностики его личностных и профессиональных качеств. Кроме того, обосновывается актуальность внедрения образовательных инноваций посредством адаптации системы WorldSkills в сочетании с модификацией подготовки специалистов в системе высшего образования, мультиплицированием и переносом перспективного опыта в различные виды профессиональной деятельности.
126-133 107
Аннотация
Целью настоящей работы является обобщение опыта разработки и внедрения в учебный процесс индустриально-ориентированных образовательных программ в области цифрового инжиниринга. В статье представлен пример взаимодействия Высшей инжиниринговой школы НИЯУ МИФИ и Инжинирингового дивизиона ГК «Росатом» в части подготовки кадров по индустриально-ориентированным программам магистратуры. Приведены данные по потребностям ГК «Росатом» в молодых кадрах в области цифрового инжиниринга. Описаны преимущества внедрения индустриально-ориентированных программ магистратуры в образовательный процесс и основные проблемы, возникающие при их разработке. Показана необходимость совместной работы представителей вуза и предприятия над созданием и наполнением учебных модулей теоретическим и практическим материалом. Даны рекомендации по решению возможных проблем.
134-143 75
Аннотация
В статье анализируется опыт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в области формирования управленческих компетенций кадрового резерва. Раскрываются особенности разработки обучающих и развивающих программ в сфере дополнительного профессионального образования, а также обсуждаются вопросы эффективности и результативности реализации обучающих мероприятий. Модель формирования и развития кадрового резерва университета ориентирована в первую очередь на решение задач повышения его конкурентоспособности за счёт развития компетенций высокопотенциальных сотрудников по следующим ключевым направлениям: управление эффективностью деятельности, целеполагание, мотивация, эффективная коммуникация, управление временем, планирование, организация и контроль. Модель строится с учётом лучших практик отечественных и зарубежных высокотехнологичных корпораций и образовательных организаций, в первую очередь – с использованием опыта ГК «Росатом». Кадровый резерв рассматривается как конкурентное преимущество в работах по повышению результативности и эффективности деятельности вуза в рамках стратегического развития и реализации целевых перспективных наукоёмких проектов и программ.
134-143 39
Аннотация
В статье анализируется опыт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в области формирования управленческих компетенций кадрового резерва. Раскрываются особенности разработки обучающих и развивающих программ в сфере дополнительного профессионального образования, а также обсуждаются вопросы эффективности и результативности реализации обучающих мероприятий. Модель формирования и развития кадрового резерва университета ориентирована в первую очередь на решение задач повышения его конкурентоспособности за счёт развития компетенций высокопотенциальных сотрудников по следующим ключевым направлениям: управление эффективностью деятельности, целеполагание, мотивация, эффективная коммуникация, управление временем, планирование, организация и контроль. Модель строится с учётом лучших практик отечественных и зарубежных высокотехнологичных корпораций и образовательных организаций, в первую очередь – с использованием опыта ГК «Росатом». Кадровый резерв рассматривается как конкурентное преимущество в работах по повышению результативности и эффективности деятельности вуза в рамках стратегического развития и реализации целевых перспективных наукоёмких проектов и программ.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

144-154 62
Аннотация
В статье обосновывается необходимость включения в структуру современных образовательных программ бакалавров, специализирующихся на изучении регионов зарубежной Азии, большого корпуса научных, научно-просветительских и публицистических текстов, в которых аккумулируется опыт отечественных индологов XX в. Раскрывается значение деятельности советских востоковедов и регионоведов по разработке и реализации международных коммуникативных стратегий и практик; выявляется актуальность и востребованность их достижений в системе современного высшего образования. Подчёркивается, что в российском регионоведении накоплен огромный опыт по разработке сценариев и моделей взаимодействия России со странами Азии с учётом региональной специфики. Осуществляется исследование деятельности российского индолога, учёного, журналиста, просветителя и преподавателя Л.В. Митрохина (1934– 2002), лауреата премии Дж. Неру (1985 г.), более десяти лет работавшего в Индии и всю свою жизнь посвятившего проблемам изучения регионов Южной и Центральной Азии. Проводится анализ основных коммуникативных практик Л.В. Митрохина, результаты которых нашли отражение в его научных монографиях, научно-популярных книгах и статьях. Авторы приводят результаты проведённого ими лингвокультурологического исследования, подтверждающие высокую эффективность реализации в 60-х – 70-х гг. XX в. коммуникативных стратегий дружбы в рамках индо-советских отношений. На примере творчества Л.В. Митрохина авторы раскрывают широкий спектр профессиональных компетенций советских индологов, обладавших глубокими знаниями о политической и социокультурной структуре региона Южной Азии; о системных взаимосвязях между отдельными социальными, экономическими и политическими институтами и группами; об этнопсихологических, этнокультурных и религиозных особенностях межэтнического взаимодействия. В статье подчёркивается, что регионоведческие знания и навыки советских индологов позволяли эффективно прогнозировать развитие политической и экономической ситуации в регионе Южной Азии и сопредельных регионах; развивать коммуникацию; осуществлять экспертную оценку по важным вопросам взаимодействия СССР со странами региона; разрабатывать эффективные коммуникативные стратегии и формировать позитивный образ своей страны на международной арене. Отмечается, что изучение коммуникативного опыта советских индологов поможет современным студентам освоить методологию регионоведения; развить стратегическое мышление; расширить сферу учебно-научных интересов, а также знания об истории региона и межрегиональных взаимодействиях; изучить основы реализации стратегий внешнего влияния и практику внешнеполитической пропаганды.
155-167 117
Аннотация
В статье анализируются меры Российской Федерации по интернационализации и глобализации системы высшего образования, её интеграции в международное научнообразовательное пространство. Одной из инициатив органов власти в данном направлении является Проект 5-100, призванный повысить конкурентоспособность как отдельной группы университетов, так и российской системы высшего образования в целом. Среди успешных практик Проекта 5-100 можно выделить представительство единым стендом университетов-участников на международных образовательных выставках APAIE, EAIE, NAFSA. В рамках проведённого исследования на основе сетевого анализа с использованием графов изучены взаимодействия университетов Проекта 5-100 с зарубежными партнёрами на глобальных международных образовательных выставках. Степень эффективности взаимодействия с точки зрения интеграции вузов в международное образовательное пространство определяется с помощью оценки представителями обозначенной группы вузов полезности участия в подобных мероприятиях, а также наукометрического анализа. На основании проведённого исследования выявлено, что участие в международных образовательных выставках: проведение переговоров, налаживание контактов с зарубежными партнёрами – способствует интеграции вузов Проекта 5-100 в международное образовательное пространство.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)