Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Женщина в мужской культуре инженерного образования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-66-76

Аннотация

Исследование направлено на выявление барьеров, препятствующих исследовательской карьере женщин в академической среде технического университета. Авторы приводят результаты собственного исследования положения женщин в академической среде. Исследование основано на количественном (анкетный опрос) и качественном (биографические интервью) анализе мнений студентов и преподавателей STEM-дисциплин технического университета об особенностях и проблемах профессиональной карьеры женщин. Установлено, что наличие и степень влияния барьеров, препятствующих исследовательской карьере, неодинаково оцениваются женщинами одного университета. В отдельных случаях женщины, оценивая своё профессиональное состояние, не ощущают дискриминации в профессии в зависимости от пола. В целом, анализ выявил наличие у женщин, получивших естественнонаучное и инженерно-техническое образование, стратегии ухода от исследовательской карьеры в сторону выбора альтернативных вариантов: либо вне академической среды, либо уход в преподавание как способ обойти гендерные барьеры в грантовой и публикационной активности.

Об авторах

Л. Н. Банникова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Банникова Людмила Николаевна – доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и технологии. 

Адрес: Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19




Е. В. Кеммет
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Кеммет Елена Владимировна – старший преподаватель. ры социологии и технологии. 

Адрес: Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



Список литературы

1. Khasbulatova, O.A. (2016). Gender Aspects of STEM Education in Russia. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve = Woman in Russian Society. No. 3, pp. 3-15. DOI: 10.21064/WinRS.2016.3.1 (In Russ., abstract in Eng.)

2. Kalabikhina, I.E. (2017). New Approaches to the Measurement of Women’s Representation in STEM-Education and STEM-Employment. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve = Woman in Russian Society. No. 1, pp. 5–16. DOI: 10.21064/WinRS.2017.1.1 (In Russ., abstract in Eng.)

3. Kozina, I.M. (2002). Professional Segregation: Gender Stereotypes on the Labor Market. Sotsiologicheskiy zhurnal= Sociological Journal. No. 3, pp. 126–136. (In Russ.)

4. Savinskaya, O.B. (2017) Zhenshchiny i STEM v tsifrovuyu epokhu: politika zanyatosti v megapolise [Women and STEM in the Digital Age: The Politics of Employment in the Metropolis]. Moscow: Variant Publ., 88 p. (In Russ.)

5. Saavedra, L., Araújo, A., Oliveira, J.M., Stephens, C. (2014). Looking through Glass Walls: Women Engineers in Portugal. Women’s Studies International Forum. No. 45, pp. 27–33. DOI: 10.1016/j.wsif.2014.04.005

6. Özcan, B., Inanc, H. (2015). Gender, Family and Academic Careers in Turkey. Advances in Life Course Research. No. 29, pp. 52–65. DOI: 10.1016/j.alcr.2015.11.005

7. Abramov, R.N. (2016). Professional Culture of Russian Engineering and Technical Specialists: Universal Elements. Sociologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. No. 9, pp. 96–104. Available at: http://socis.isras.ru/en/article/6361 (In Russ., abstract in Eng.)

8. Zamyatnina, E.S. (2017). Gender-related differences in specialty choices in Russia. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny = Public Opinion Monitoring: Economic and Social Changes. No. 3, pp. 163–176. DOI: 10.14515/monitoring.2017.3.11 (In Russ., abstract in Eng.)

9. Cabay, M., Bernstein, B.L., Rivers, M., Fabert, N. (2018). Chilly Climates, Balancing Acts, and Shifting Pathways: What Happens to Women in STEM Doctoral Programs. Social Sciences. 2018. Vol. 7 (2), no. 23, pp. 1–33. DOI: https://doi.org/10.3390/socsci7020023

10. Bannikova, L.N., Boronina, L.N. (2015). Vosproizvodstvo inzhenernyh kadrov: vyzovy novogo vremeni [Reproduction of Engineering Staff: Challenges of the New Age]. Ekaterinburg: Publishing house of the Ural University, 363 p. (In Russ.)

11. Bannikova, L.N., Kemmet, E.V., Baliasov, A.A. (2018). Attraction and Retention of Women in Engineering. In: Proceedings of the 2018 IEEE International Conference “Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies”, IT and QM and IS 2018, pp. 824–827. DOI: https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2018.8525043

12. Vishnevskiy, Yu. R. (Ed). Student 1995–2016 gg.: dinamika sotsiokul’turnogo razvitiya studenchestva Srednego Urala [Student of 1995– 2016.: Dynamics of Socio-Cultural Development of Students of the Middle Urals]. Ekaterinburg: Ural Federal University Publ., 904 p. (In Russ.)

13. Cech, E. (2015). Engineers and Engineeresses? Self-Conceptions and the Development of Gendered Professional Identities. Sociological Perspectives. No. 58 (1), pp. 56–77. DOI: https://doi.org/10.1177/0731121414556543

14. Bannikova, L.N., Boronina, L.N., Kemmet, E.V. (2016). Gender Stereotypes and STEM-Education. In: 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Albena, 24–30 August 2016, pp. 541–549.

15. Hotkina, Z.A. (2014). Strana umnits: gendernye aspekty kar’ery [Country of Clever Girls: Gender Aspects of Career]. Available at: https://polit.ru/article/2014/08/23/career/ (In Russ.)

16. Ghiasi, G., Larivière, V., Sugimoto, C.R. (2015). On the Compliance of Women Engineers with a Gendered Scientific System. Plos ONE. Vol. 10 (12). DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0145931

17. Shchepanskaya, T.B. (2005). [Constructions of Gender in Informal Discourse of Professions]. In: Romanov, P., Yarskaya-Smirnova, E. (Eds). Antropologiya professii [Anthropology of Professions]. Saratov: Nauchnaya Kniga Publ., pp. 50–101 (In Russ.)

18. Kedyarova, E.A., Uvarova, M.Y., Chernetskaya, N.I. (2015). Professional Deformation of Women in the «Male» Profession. Pis’ma v Emissiya. Offlain = The Emissia. Offline Letters. July. Available at: http://www.emissia.org/offline/2015/2380.htm (In Russ., abstract in Eng.)

19. Saavedra, L., Araújo, A., Taveira, M., Vieira, C. (2014). Dilemmas of Girls and Women in Engineering: A study in Portugal. Educational Review. Vol. 66, no. 3, pp. 330–344. DOI: 10.1080/00131911.2013.780006

20. Aguilar-Cunill, C.A. (2018). Disimular la feminidad, vestirse de masculinidad. Mujeres operadoras de la industria química de Tarragona. Revista Internacional de Organizaciones. No. 20, pp. 123–143. DOI: 10.17345/rio20.123-143


Рецензия

Просмотров: 667


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)