НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены результаты сравнительного и типологического анализа открытых данных вебсайтов ведущих российских и зарубежных университетов, выполненного с целью оценки состояния цифровой среды вузов в сферах профориентации абитуриентов, формирования компетенций студентов и сопровождения карьеры выпускников. Приведены эмпирические свидетельства ключевых проблем цифровизации российских университетов: недостаточность развития интерактивных форм онлайн-сопровождения абитуриентов; дефицит цифровых следов учебного процесса, прежде всего – видеозанятий; деперсонализация в процессе цифрового сопровождения обучения; неконкурентоспособность описаний курсов-элективов; дефицит размещения учебных кейсов как основной технологии реализации практико-ориентированных задач; неразвитость интеракции как базового принципа построения онлайн-сопровождения учебного процесса. В качестве перспективы исследования обосновывается необходимость построения модели рейтингования вузов по состоянию их цифрового пространства.
В статье приведён краткий обзор литературы, посвященной анализу подходов к оценке эффективности деятельности вузов страны. Разработан инструментарий одного из вариантов такой оценки. Предложено рассматривать вузы как ключевых исполнителей стратегических решений на различных иерархических уровнях. Каждый из документов стратегического планирования включает системы индикаторов и их целевые значения в динамике по годам. Мониторинг этих индикаторов позволяет отследить эффективность исполнения документов стратегического планирования в целом. Приведённая в статье методика оценки эффективности вузов прямо или косвенно задана целевыми индикаторами, заложенными в документах стратегического планирования. Она позволяет оценивать вклад университетов в развитие социально-экономических систем различных уровней: отраслей, регионов и страны в целом. В качестве примера рассмотрен подход к разработке соответствующей системы индикаторов. В первоначальном (пилотном) варианте система включала 30 индикаторов, непосредственно связанных с национальными проектами «Образование», «Наука», «Цифровая экономика» и рядом других. Представлены результаты апробации разработанной методики на ряде опорных университетов Приволжского федерального округа.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Квалифицированные кадры с высшим образованием являются основой экономики дальневосточных регионов страны, развитие которых является национальным приоритетом на ближайшее столетие. В статье рассмотрены показатели трудоустройства выпускников дальневосточных вузов, а также показатели постобразовательного миграционного обмена выпускников между регионами ДФО и другими регионами России. Показано, что, несмотря на отрицательные показатели общей миграции населения, дальневосточные регионы привлекательны для работы молодых специалистов с высшим образованием. На основе сравнительного анализа показателей ежегодной дополнительной потребности в кадрах с высшим образованием и численности выпускников вузов, трудоустроенных в регионах ДФО, проведена количественная оценка потенциала образовательных организаций высшего образования для обеспечения запланированных темпов развития экономики ДФО. Выявлено, что на агрегированном уровне для ДФО в целом с учётом трудоустройства и миграционных потоков выпускников ежегодный дефицит кадров с высшим образованием составляет порядка 13 тыс. человек. Формирование балансовых таблиц вида «потребность – выпуск» в разрезе укрупнённых групп специальностей/направлений подготовки позволило провести качественный анализ обеспечения потребности экономики регионов ДФО выпускниками вузов. Определены возможные направления сбалансированного обеспечения экономики ДФО кадрами с высшим образованием. В их числе: увеличение объёмов подготовки кадров с высшим образованием в субъектах ДФО до уровня государственной гарантии; стимулирование миграции выпускников «недальневосточных» вузов для трудоустройства в регионах ДФО; развитие целевой подготовки для дальневосточных компаний в вузах России за пределами ДФО. Обоснована необходимость создания системы информирования выпускников, направленной на формирование положительного имиджа геостратегических территорий Дальнего Востока для жизни и профессиональной деятельности молодёжи.
В предлагаемой статье рассматриваются результаты деятельности российских вузов и научных учреждений на рынке интеллектуальной собственности в России и за рубежом. Информационный материал представлен данными из статистических источников, позволяющих осуществить полноценный и достаточно достоверный анализ функционирования российских вузов и научных учреждений как субъектов интеллектуальной собственности. В статье анализируются актуальные факторы, оказывающие влияние на деятельность учебных и научных учреждений по созданию и тиражированию интеллектуальной собственности, выявляются потенциальные возможности научных и учебных заведений в формировании международного рынка интеллектуальной собственности. На основе анализа международного опыта показано, что к началу XXI века интеллектуальная собственность как коммерческий продукт является определяющим фактором мирового лидерства. Россия занимает на этом рынке весьма скромное место; результаты интеллектуальной деятельности, имеющие значительный потенциал, не продвигаются на рынке и, следовательно, оказываются неконкурентовозможными и неконкурентоспособными. В статье указывается на необходимость проведения не декларативной, а реальной системной работы в части методов и средств, которые позволяют стимулировать и организовывать создание и продвижение на рынке имеющихся и будущих результатов интеллектуальной деятельности. В заключение авторы предлагают направления работы по развитию рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Исследование направлено на выявление барьеров, препятствующих исследовательской карьере женщин в академической среде технического университета. Авторы приводят результаты собственного исследования положения женщин в академической среде. Исследование основано на количественном (анкетный опрос) и качественном (биографические интервью) анализе мнений студентов и преподавателей STEM-дисциплин технического университета об особенностях и проблемах профессиональной карьеры женщин. Установлено, что наличие и степень влияния барьеров, препятствующих исследовательской карьере, неодинаково оцениваются женщинами одного университета. В отдельных случаях женщины, оценивая своё профессиональное состояние, не ощущают дискриминации в профессии в зависимости от пола. В целом, анализ выявил наличие у женщин, получивших естественнонаучное и инженерно-техническое образование, стратегии ухода от исследовательской карьеры в сторону выбора альтернативных вариантов: либо вне академической среды, либо уход в преподавание как способ обойти гендерные барьеры в грантовой и публикационной активности.
Раскрытие сущностной взаимосвязи и взаимообусловленности категорий «знание» и «незнание» может способствовать теоретико-методологической и практико-методической конкретизации форм и средств педагогического опосредования процесса личностного развития субъекта учебной деятельности. Категория «незнание» неразрывна связана с добыванием, «извлечением» новых знаний в предметной области в контексте анализа проблем и вариантов решений. Целью данной статьи является рассмотрение концептуальных оснований формирования учебного знания на основе деятельностного потенциала категории «незнание». В качестве методологии в исследовании использован деятельностный подход в образовании, направленный на совершенствование учебно-познавательных процессов, превращение знаний в потенциал саморазвития личности будущего специалиста в эпистемологическом пространстве образовательной парадигмы.
Обеспечение условий и гарантий всем членам общества в социализации и равном доступе к образованию – одно из направлений теории и практики современной педагогики. К лицам с особыми образовательными потребностями относятся субъекты инклюзии, объединённые общим признаком наличия нетипичных черт развития или нетипичных условий жизнедеятельности. Использование онлайн-курсов как ресурса инклюзивного образования имеет большой потенциал при организации и осуществлении учебного процесса для разных категорий обучающихся. В работе рассмотрены возможности и потенциальные преимущества применения онлайн-курсов для разных категорий субъектов инклюзии.
«СИНЕРГИЯ – 2019»
В статье подведены итоги пленарной сессии международной конференции «Инженерное образование: проблемы трансформации для индустрии 4.0 – СИНЕРГИЯ-2019», прошедшей в Казанском национальном исследовательском технологическом университете с 4 по 5 сентября 2019 г. Форум, на который собрались представители вузов и промышленных предприятий России и зарубежья, был посвящён вопросам подготовки инженеров нефтегазохимической отрасли. Среди делегатов были представители международных обществ по инженерному образованию, пяти национальных исследовательских университетов и девяти опорных вузов ПАО «Газпром», органов государственной власти и промышленных предприятий Татарстана. Наблюдать за работой пленарной сессии в режиме реального времени по Интернету можно было во всех опорных вузах «Газпрома». Организаторами мероприятия выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Международное общество по инженерной педагогике (IGIP), Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), Ассоциация инженерного образования России (АИОР), а также министерство промышленности и торговли РТ и Казанский национальный исследовательский технологический университет. Генеральным спонсором выступило ПАО «Газпром». Всего конференция собрала 155 участников из 15 вузов России, Казахстана и Эстонии. Выступили представители 11 промышленных предприятий, прозвучало 55 докладов.
В данной статье представлены философия и основы инженерной педагогики. Они рассматриваются как ключ к научно обоснованному, эффективному, интерактивному и мотивирующему обучению инженерным наукам, формирующему основу для компетенций преподавателей инженерных факультетов, обеспечивающему, соответственно, одну из предпосылок качественного инженерного образования в целом. Основополагающие вопросы философии инженерной педагогики являются аналитической основой для эффективного планирования и дальнейшего развития курса при условии обоснованных решений, представленных в этой статье. В статье обсуждаются дидактическая пентаграмма и базовая дидактическая модель инженерной педагогики. Дидактическая пентаграмма инженерной педагогики является основой базовых педагогических компетенций преподавателей инженерных факультетов наряду со специальными компетенциями, обеспечивающими эффективное преподавание инженерных специальностей. Базовая дидактическая модель инженерной педагогики следует принципам итеративного процесса, являясь универсальным инструментом для разработки учебной программы, учебного плана, курса или лекции с целью эффективного обучения инженерным специальностям. Реализация интегрированной четырёхкомпонентной модели обучения инженерной педагогике как основы для разработки интегрированного курса, учитывающей основные теории обучения, предварительные знания и характеристики студентов, – одно из предварительных условий эффективного обучения и предпосылка для формирования ожидаемых педагогических компетенций преподавателей инженерных факультетов. Педагогические компетенции преподавателей приобретают всё большее значение в оценке качества высшего инженерного образования. Современный подход к преподаванию предполагает не только обучение студентов инженерным знаниям и умениям в рамках специальности, но и развитие у них навыков технического, логического, творческого и критического мышления, а также навыков решения проблем, совместного обучения, общения, достижения ценностей, поддержки развития личности, которые все без исключения имеют ключевое значение. Наиболее эффективной основой для педагогического непрерывного образования преподавателей инженерных факультетов является инженерная педагогика – наука, которая предлагает подходящие и актуальные дидактические модели для эффективного планирования, обучения, а также для комплексного, интегрированного дизайна курса, основанного на осознанных решениях, аналитике обучения, рефлексии и метапознании.
Статья посвящена современным тенденциям развития инженерной педагогики, которые под влиянием процессов интернационализации высшего технического образования приобрели глобальный характер. Направления модернизации предметного содержания инженерной педагогики как одной из отраслей педагогики связаны с ключевыми понятиями целей, форм, технологий и средств обучения. Они определяются необходимостью преодоления противоречия между стремительными изменениями условий профессиональной деятельности инженеров и известной консервативностью, инерционностью системы инженерного образования. Трансформации, происходящие в современном обществе, требуют регулярного анализа социального заказа, конкретизации целей инженерного образования в условиях неопределённости и соответствующего их прогнозирования. С целью преодоления разрыва между изменяющимися требованиями профессиональной деятельности инженеров и целями обучения сегодня ведётся поиск новых форм подготовки инженеров, реализуемых университетами в тесном сотрудничестве с исследователями, бизнесом и производством. Продолжается разработка и все более широкое внедрение в учебный процесс инновационных технологий и методов обучения с использованием последних достижений науки и техники. Регулярное внесение изменений в учебный процесс делает систему подготовки инженерных кадров в определённой степени нестабильной и неустойчивой, и можно уверенно предположить усиление этой тенденции. В этих условиях для повышения квалификации преподавателей технических вузов разрабатываются разнообразные узконаправленные диверсифицированные курсы, ориентированные на потребности конкретных целевых групп.
В статье утверждается, что формирование и развитие у будущего инженера коммуникативно-риторической компетенции является необходимым условием становления его как квалифицированного специалиста, а также значимым фактором его дальнейшей профессиональной деятельности. В XXI веке инженерно-технические обязанности инженера должны быть неотделимы от его организаторской и управленческой деятельности. Решение производственных задач и плодотворная работа в команде разнопрофильных специалистов реализуются посредством коммуникативно-риторических качеств инженера, готового к продуктивному деловому общению и эффективной презентации своей позиции, а также к представлению результатов работы. Особое значение для инженера имеют навыки публичной речи. Коммуникативно-риторическая компетенция – это способность осуществлять эффективное речевое воздействие в процессе межличностного, группового и коллективного публичного общения, отвечающее языковым и культурным нормам. Коммуникативно-риторическую компетенцию будущих инженеров целесообразно развивать в процессе вузовской подготовки. В статье предлагается обоснование её эффективного формирования на основе создания комплекса соответствующих педагогических условий: внедрения дополнительной дисциплины «Риторика» или модернизации уже существующей программы с аналогичной направленностью; использования продуманных педагогических технологий и методик развития коммуникативно-риторической компетенции; соответствующей подготовки и повышения квалификации педагогических кадров вуза; создания университетом благоприятной организационной среды для активной научно-исследовательской и социальной деятельности студентов; сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями, компаниями и научно-исследовательскими центрами. Эти условия должны учитывать возможности исследовательского университета, а именно: интегрированный характер образовательной программы; использование в процессе обучения современных образовательных технологий; наличие развитой системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей. Разработаны рекомендации к отбору и структурированию методов развития коммуникативно-риторической компетенции будущих инженеров в условиях исследовательского университета, а также обозначены проблемы, требующие дальнейшего рассмотрения, в том числе – развитие теории и поиск инновационных методик.
ИНТЕРВЬЮ
23 августа 2019 г. исполнилось два года с момента утверждения перечня ведущих научных и образовательных организаций, получивших право самостоятельного присуждения учёных степеней и выдачи дипломов. К МГУ и СПбГУ присоединились 23 новых участника пилотного проекта по реализации новой модели государственной научной аттестации. Одним из первых вузов, разработавших собственную модель и перешедших на неё, стал МГИМО-Университет. За эти два года было проведено более 80 защит по девяти отраслям наук. М.И. Иноземцев, возглавляющий отдел диссертационных советов МГИМО, рассказал редакции журнала об особенностях самостоятельного присуждения учёных степеней, а также об основных сложностях, тенденциях и новациях процедур научной аттестации.
УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ
ISSN 2072-0459 (Online)