Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-105-115
Аннотация
Цель работы - представление результатов изучения процессов цифровизации в медицине, здравоохранении, профессиональном образовании, рассмотрение направлений их адаптации к возможностям медицинского университета. Проведённое исследование основано на использовании таких методов, как контент-анализ современных публикаций по проблеме, их логический анализ, обобщение и систематизация опубликованной информации, а также осмысление опыта цифровизации в высшем медицинском образовании.
Показана актуальность цифровизации для здравоохранения, с помощью которой возможна оптимизация задач по управлению качеством и доступностью медицинской помощи. Для их решения требуется количественная оценка с применением современных информационных технологий, математических методов, программного обеспечения, анализа больших данных и других технологических средств. Содержательный контент цифровизации в здравоохранении включает также создание инновационных сервисов и платформ, позволяющих использовать дистанционные коммуникации с пациентами, врачами, медицинскими и фармацевтическими службами, осуществлять мониторинг лечебно-профилактических процессов в медицинских организациях.
Цифровизация высшего образования является одним из направлений инновационной политики вуза, реализуемой с учётом условий внешней среды и собственных потребностей. Подготовка профессиональных специалистов, владеющих надлежащими знаниями и цифровыми технологиями, требует соответствующих образовательных информационных инструментов для обеспечения учебного и научного процессов. Для этого формируется электронная информационная образовательная среда (ЭИОС) как совокупность информационных, телекоммуникационных и технологических средств. В статье представлен опыт создания ЭИОС в Курском государственном медицинском университете за последние десятилетия. В вузе проводится компьютеризация различных форм и методов учебного процесса и контроля знаний, работают системы управления службами (деканаты, кафедры, библиотека, кадры, приёмные комиссии, учебно-методическое управление и другие). Дистанционно реализуется ряд программ непрерывного медицинского образования на факультете последипломного образования. Разрабатываются методы и формы практико-ориентированного и проектного обучения с использованием информационных технологий.
Об авторах
В. А. ЛазаренкоРоссия
Лазаренко Виктор Анатольевич - доктор медицинских наук, профессор, ректор, заведующий кафедрой хирургии факультета последипломного образования.
305041, Курск, ул. К. Маркса, 3
П. В. Калуцкий
Россия
Калуцкий Павел Вячеславович - доктор медицинских наук, профессор, проректор по образовательной деятельности и общим вопросам, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии.
305041, Курск, ул. К. Маркса, 3
Н. Б. Дрёмова
Россия
Дрёмова Нина Борисовна - докторр фарм. наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики.
305041, Курск, ул. К. Маркса, 3
А. И. Овод
Россия
Овод Алла Ивановна - докторр фарм. наук, профессор, начальник учебно-методического управления.
305041, Курск, ул. К. Маркса, 3
Список литературы
1. Девяткина МА., Мирошникова Т.А., Петрова Ю.И., Оголева Л.Н., Орлова Е.В., Федосова Р.Н., Юрга В.А. Инновационная политика высшего учебного заведения. М.: Экономика, 2006. 178 с.
2. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 9-22. DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-2-9-22
3. Суворов Н.А. Тенденции развития высшего образования в современном мире // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2012. № 182. С. 103-108.
4. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. Первостепенные задачи высшего медицинского образования в процессе формирования цифровой экономики и здравоохранения // Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда: Материалы международной научно-практической конференции. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2019. С. 17-25.
5. Healthy, prosperous lives for all: The European Health Equity Status Report. Executive Summary. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2019. 33 p.
6. Participation as a driver of health equity. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2019. 24 p.
7. Hartong S. Between assessments, digital technologies and big data: The growing influence of ‘hidden’ data mediators in education // European Educational Research Journal. 2016. Vol. 15. No. 5. Р. 523-536.
8. Крутий И.А., Шестак Н.В. Готовность профессорско-преподавательского состава медицинских образовательных организаций к использованию дистанционных образовательных технологий // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017. № 4. С. 35-41.
9. Accountability as a driver of health equity. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2019. 28 p.
10. Williamson B. Big Data in Education: The Digital Future of Learning, Policy and Practice. London: SAGE, 2017. 256 p.
11. Ashmarina S.I., Kandrashina E.A., Izmailov A.M., Mirzayev N.S. Gaps in the System of Higher Education in Russia in Terms of Digitalization // Ashmarina S., Mesquita A., Vochozka M. (Eds) Digital Transformation of the Economy: Challenges, Trends and New Opportunities. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham, 2019. Vol. 908. Р. 437-443. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11367-4_43
12. Busse J, Lange A., Schumann M. Effects ofDigi-talization on Vocational Education and Training: First Results of a Qualitative Study // Pinkwart
13. N. , Konert, J. (Hrsg.) DELFI 2019. Bonn: Ge-sellschaft fur Informatik e.V. Р. 67-72. DOI: 10.18420/delfi2019_206
14. Чекалина Т.А., Тумандеева Т.В., Максименко Н.В. Основные направления и перспективы развития онлайн-обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 44-52.
15. Baumol U, Bockshecker A. Evolutionary change of higher education driven by digitalization // 2017 16th International Conference on Information Technology Based Higher Education and Training (ITHET). IEEE, 2017. DOI: 10.1109/ITHET.2017.8067811
16. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2019. 343 с.
17. Камалдинова Э.Ш., Сагитов Р.В. Проблемное поле современной образовательной системы России // Учёный совет. 2014. № 11. С. 57-62.
18. Selwyn N. Digital Technology and the Contemporary University: Degrees of Digitization. London and New York: Routledge, 2014. 156 p.
19. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Оптика взгляда на будущее (статья 3) // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 120-132.
20. Trends 2018: Learning and Teaching in the European Higher Education Area / Gaebel M., Zhang Th. European University Association, 2018. URL: https://eua.eu/downloads/publications/trends-2018-learning-and-teaching-in-the-european-higher-education-area.pdf
21. Бойко Е.Л. Цифровое здравоохранение // Вестник Росздравнадзора. 2018. № 3. С. 5-8.
22. Мурашко МА., Панин А.И., Поспелов К.Г. Информационные системы для инновационного развития контроля (надзора) в сфере здравоохранения // Вестник Росздравнадзо-ра. 2018. № 3. С. 9-19.
23. Кадырова Э.А. Медицинские информационные ресурсы сети Интернет // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017. № 4. С. 79-86.
24. Образцов П.И., Сластенин В.А., Уман А.И., Виленский М.Я. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие. М.: Юрайт, 2018. 258 с.
25. Дрёмова Н.Б., Конопля А.И. Инновационные технологии в учебном процессе медицинского университета: метод. пособие. Курск: КГМУ, 2014. 124 с.