Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Дороги старые и новые: образовательные стратегии российских абитуриентов в выборе университета обучения

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-50-62

Аннотация

Цель данной работы – продемонстрировать возможности новых способов рассмотрения образовательных запросов на современном рынке высшего образования при помощи описания сложившихся стратегий абитуриентов/студентов. Опыт исследований, посвящённых выбору вуза абитуриентами в отечественной и международной практике, сводится к описанию образовательных запросов/потребностей, причин выбора/ мотивации, а также к анализу принятия решения о выборе университета и направления подготовки на основании имеющейся информации. Представленный в статье анализ выбора усложнён выделением образовательных стратегий абитуриентов/студентов, имеющих социально-поведенческий характер. Выделяются две ведущие стратегии: «статусная», где высшее образование оценивается как показатель статуса и групповой идентичности, и «прикладная», в которой образование рассматривается в качестве инвестиции в повышение шансов на рынке труда. Полученные данные опроса студентов пяти вузов Томска и Новосибирска подтверждают наличие этих образовательных стратегий, что свидетельствует о существовании нарастающего расслоения в социально-экономической демографии высшего образования. Указанная тенденция способна в значительной мере изменить организационные стратегии университетов и повлиять на природу самого высшего образования как социального института, вынудив университеты и систему высшего образования в целом учитывать обозначенные стратегии.

Об авторах

И. А. Скалабан
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Скалабан Ирина Анатольевна – д-р социол. наук, доцент.

630073, Новосибирск, проспект К. Маркса, 20



Л. А. Осьмук
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Осьмук Людмила Алексеевна – д-р социол. наук, профессор.

630073, Новосибирск, проспект К. Маркса, 20



О. В. Колесова
Газета РАН «Поиск»
Россия

Колесова Ольга Владимировна – руководитель Сибирского регионального центра.

117292, Москва, ул. Кедрова, 15, оф. 249



Г. М. Черепанов
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Черепанов Глеб Маркович – студент.

192171, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55, к. 2



Список литературы

1. QS Top Universities. Best Student Cities. URL: http://www.topuniversities.com/city-rankings/2019

2. Бондаренко Н.В., Войнилов Ю.Л., Волкова Г.С. и др. Российская молодёжь: образование и наука. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. 72 c.

3. Старцев Б. Лучшие абитуриенты продолжают выбирать сильные вузы. URL: http://www.hse.ru/news/edu/93046995.html

4. Universities and Colleges Admissions Service (UCAS). Through the lens of students: how perceptions of higher education influence applicants’ choices. Cheltenham: UCAS, 2016. 83 р.

5. Jaoul-Grammare M., Magdalou B. Opportunities in Higher Education: An Application to France. // Annals of Economics and Statistics / Annales d’Économie et de Statistique. 2013. No. 1. Р. 295–325. DOI: 10.2307/23646335

6. Дебренн М., Погорельская А.М., Поморина И.В., Скалабан И.А. Сравнительный анализ факторов, определяющих выбор университета для обучения британскими, российскими и французскими абитуриентами // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 446. С. 90–95. DOI: 10.17223/15617793/446/12

7. Калачева Т.Г., Абросимова Л.В. Установки выпускников школ на получение высшего образования // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 98–102.

8. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135–138.

9. Терентьев К.Ю. Образовательные стратегии абитуриентов вузов: опыт построения классификации // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 3 (11). С. 13–25.

10. Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д., Абанкина И.В., Алашкевич М.Ю., Болотов В.А., Добрякова М.С., Косарецкий С.Г. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 284 c.

11. Башкарев А.А. Образовательные стратегии в условиях современного социотехнического пространства // Коммуникативные стратегии информационного общества. Международная научно-теоретическая конференция. Октябрь 26–27. СПб.: СПбГПУ, 2017. С. 145–146.

12. Рябоконь М.В. Модели поведения абитуриентов при выборе вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 4 (44). С. 177–185.

13. Абдрахманова Л.В., Никонова Э.И. Основные факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентом // Вестник экономики, права и социологии. Сер. Социология. 2017. № 3. С. 113–116.

14. Насадкин М.Ю., Питухин Е.А., Астафьева М.П. Агентное моделирование поведения абитуриентов при выборе вуза в России // Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 307–311.

15. Biggs J. Student motivation and study strategies in university and college of advanced education populations // Higher Education Research and Development. 1982. Vol. 1. No. 1. Р. 33–55.

16. Henderson-King D., Smith M.N. Meanings of education for university students: Academic motivation and personal values as predictors // Social Psychology of Education. 2006. Vol. 2. No. 9. Р. 195–221.

17. Pomorina I. Different, different but the same: economics and business students survey results // Conference on Teaching and Research in Economic Education (CTREE), 27–29 May 2015. Radisson Blu, Minneapolis, USA.

18. Заборова Е.Н., Озерова М.В. Образовательные стратегии: подходы к определению понятия и традиции исследования // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 3 (116). С. 105–111.

19. Мониторинг качества приёма в вузы. Основные итоги 2011–2019 гг. https://ege.hse.ru

20. Качество приёма в российские вузы – 2018: в 2 ч. / Под ред. М.С. Добряковой, Я.И. Кузьминова: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2018. 260 c.


Рецензия

Просмотров: 676


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)