Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 29, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9-26 271
Аннотация

Цель работы – количественный анализ и определение детерминант международной конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования РФ.

Методы. В процессе исследования использовались параметрические и непараметрические методы анализа данных и машинного обучения.

Основные результаты. Исследование направлено на установление скрытых факторов, влияющих на международную конкурентоспособность российских университетов и национальной образовательной системы РФ в целом. В качестве рабочей рассматривалась следующая гипотеза. Позиции российских университетов в международном рейтинге QS различаются: 1) для столичных и региональных университетов; 2) в зависимости от их статуса; 3) в зависимости от участия университетов в Проекте повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов «5-100»; 4) в зависимости от уровня годового дохода университетов. Информационная база исследования сформирована с использованием аналитических материалов британской консалтинговой компании QS, а также информационно-аналитических материалов по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования РФ.

Выводы. В эмпирической части исследования установлена значимость влияния фактора географического расположения университета на его международную конкурентоспособность. Высокую конкурентоспособность продемонстрировали университеты Москвы и Санкт-Петербурга. Международный рынок образовательных услуг не отдаёт предпочтение университетам, имеющим статус национального исследовательского или федерального. Повышенное государственное финансирование, обременённое утверждёнными дорожными картами Проектного офиса программы повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-исследовательских центров «5-100», способствует повышению конкурентоспособности лишь на региональных рынках образовательных услуг. Этого недостаточно для усиления глобальной международной конкурентоспособности российских университетов и национальной образовательной системы РФ в целом. Хотя уровень годового дохода университета оказался значимым фактором международной конкурентоспособности, важную роль играет эффективность управления. Большей международной конкурентоспособностью обладают университеты с большими институциональными свободами в управлении.

27-40 221
Аннотация
В статье представлены сформулированные авторами основные тенденции развития современного российского образования, раскрыты некоторые его «болевые точки», показаны возможности их преодоления. С использованием отдельных позитивных примеров деятельности ведущих университетов страны подтверждена высокая значимость современных университетских центров обучения, науки и культуры в формировании национального образовательного кластера инновационного типа. Сделан вывод о том, что российские университеты при сложившейся мотивации и предоставляемой для них целевой государственной поддержке способны стать достаточно конкурентоспособными, войти в число лучших университетов мира, быть привлекательными не только для российских, но и для зарубежных студентов. Обоснована необходимость повышения значимости конкурентоспособности ведущих университетов, аргументировано заключение о том, что наращивание их конкурентных преимуществ может стать одним из драйверов развития российского высшего образования и экономики страны в целом.
41-49 157
Аннотация

Необходимым условием совершенствования оценки качества высшего образования является выстраивание эффективного взаимодействия всех стейкхолдеров рынка образовательных услуг, что, в свою очередь, обусловливает высокую актуальность изучения теории и практики независимой оценки качества высшего образования. Это основная цель данной публикации, которая является результатом исследования в области независимой оценки и профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.

В ходе изучения реализуемых проектов по независимой оценке и профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ применялись следующие методы: сбор эмпирической информации, анализ официальных документов по обеспечению качества образования, обобщение, интерпретация.

Обозначен комплекс системных проблем, тормозящих запущенный в России процесс становления профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ. Предлагается методика совершенствования проведения независимой оценки и профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, что представляется реальным рычагом повышения качества отечественного высшего образования.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

50-62 121
Аннотация
Цель данной работы – продемонстрировать возможности новых способов рассмотрения образовательных запросов на современном рынке высшего образования при помощи описания сложившихся стратегий абитуриентов/студентов. Опыт исследований, посвящённых выбору вуза абитуриентами в отечественной и международной практике, сводится к описанию образовательных запросов/потребностей, причин выбора/ мотивации, а также к анализу принятия решения о выборе университета и направления подготовки на основании имеющейся информации. Представленный в статье анализ выбора усложнён выделением образовательных стратегий абитуриентов/студентов, имеющих социально-поведенческий характер. Выделяются две ведущие стратегии: «статусная», где высшее образование оценивается как показатель статуса и групповой идентичности, и «прикладная», в которой образование рассматривается в качестве инвестиции в повышение шансов на рынке труда. Полученные данные опроса студентов пяти вузов Томска и Новосибирска подтверждают наличие этих образовательных стратегий, что свидетельствует о существовании нарастающего расслоения в социально-экономической демографии высшего образования. Указанная тенденция способна в значительной мере изменить организационные стратегии университетов и повлиять на природу самого высшего образования как социального института, вынудив университеты и систему высшего образования в целом учитывать обозначенные стратегии.
63-73 129
Аннотация
Сегодня практически все студенты, получающие высшее образование, вынуждены параллельно заниматься зарабатыванием денег, на что уходит основная часть их времени. В подобных условиях на подготовку к занятиям и в особенности к экзаменационной сессии остаётся очень мало времени. К тому же многие склонны переоценивать его количество и нереалистично планируют время на подготовку к экзаменам, что неизбежно сказывается на качестве образования. Проблема оптимизации подготовки студентов к экзаменационной сессии приобретает всё большую теоретическую и практическую значимость. Цель работы – выявить, насколько возможно с помощью практико-ориентированного обучения студентов инструментарию тайм-менеджмента в режиме learning by doing повысить эффективность их подготовки к занятиям и экзаменационной сессии. Для этого в работе приведено описание исследования, проведённого с группами дневного и вечернего обучения по практическому применению таких инструментов тайм-менеджмента, как хронометраж, гибкое планирование, работа с «поглотителями времени». Метод исследования заключался в проведении устных опросов, хронометража и его анализа, оптимизации планирования времени за счёт техник борьбы с «поглотителями времени». В статье разработан и обоснован алгоритм вычисления реального ресурса времени на подготовку к экзаменационной сессии, прошедший апробацию в студенческих группах и показавший свою эффективность по результатам сессии.
74-82 171
Аннотация
В статье рассматривается развитие массового характера высшего образования в постсоветской России, показаны его особенности на фоне истории студенчества в нашей стране за период с 1917 по 2017 гг. Анализируется роль частных вузов, платного обучения в государственном секторе высшего образования. Представлены результаты сравнения динамики контингентов обучающихся в вузах, аспирантуре, докторантуре, показана синхронность бума высшего образования на уровнях вузов и аспирантуры.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

83-91 91
Аннотация
Интенсификация научно-исследовательской деятельности в технических университетах России ведёт к повышению публикационной активности студентов старших курсов и аспирантов в англоязычных международных изданиях. Однако уровень компетенций в области академического письма у них остаётся крайне низким. С одной стороны, это вызвано тем, что до сих пор основная масса поступающих в технические университеты обладает всего лишь базовыми знаниями иностранного языка. С другой стороны, учебные планы большинства высших учебных заведений не включают изучение академической письменной коммуникации в качестве отдельной дисциплины или отдельного блока предмета «Иностранный язык». Цель статьи – рассмотреть основные составляющие иноязычного академического письма, а также выявить объективные факторы, которые создают благоприятные условия для формирования навыков академического письма у студентов технических вузов.
92-103 144
Аннотация
На основе анализа позиций, занятых участниками дискуссии по проблемам академического письма (АП), в статье показано, что курсы АП в российском образовательном контексте базируются преимущественно на методиках English for Academic Purposes (ЕАР), которые в последние десятилетия подвергались систематической критике. В статье предпринят обзор исследований, предлагающих пути преодоления стратегий текстоцентричности и культурного универсализма, утвердившихся в академических практиках традиционного ЕАР-подхода. Отказ от устоявшихся методов работы с текстом в пользу дискурс-аналитического подхода и реализация идей культурной относительности как альтернативы универсализму составляют основу для пересмотра методов ЕАР. Обзор публикаций показывает, что критика традиционного подхода опирается на концепты, разработанные в риторической традиции исследователями из Бахтинского круга. В статье утверждается, что в современном контексте опыт ЕАР должен адаптироваться к рамкам дискурс-аналитического подхода, который развивается сегодня в методиках ЕАР в ответ на критику. Таким образом, в основу содержания курса АП при его адаптации в России будут положены развитые в российской риторической традиции концептуальные основания, необходимые для реализации дискурс-аналитического подхода.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

105-114 79
Аннотация
Система «больших вызовов», сформулированная в «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», спроецирована авторами на модель регионального технического университета. Искомая проекция опосредована конкретизацией системы больших вызовов в отношении социально-экономического развития отдельного региона России (Республика Коми). Предпринята попытка экспликации ценностной основы системы «больших вызовов». Рассмотрены способы встраивания ценностной аксиоматики «больших вызовов» в ценностный профиль университетской организационной культуры. Установлено различие между цивилизационной и глобалистской парадигмами позиционирования России, а также между благополучием и безопасностью как двумя стратегиями обобщения ценностей. В определении стратегии развития регионального технического университета в контексте «больших вызовов» выделены модус ценностей и модус действия. По модусу ценностей обосновывается целесообразность ориентации на «второй сценарий» развития, предусмотренный «Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации» (оптимистичный). Возможность плодотворного осмысления и усвоения ценностной аксиоматики «больших вызовов» университетским сообществом обосновывается эффективностью технологии мониторинга и корректировки университетской организационной культуры («ценностно-компетентностный параллелепипед»). По модусу действия признаётся допустимым сохранение альтернативы из двух сценариев: оптимистичного и пессимистичного.
115-126 72
Аннотация
В статье обосновывается эффективность ценностно-акцентированного подхода к организации в вузе учебного процесса, интегрирующего достоинства предметно-, личностно- и практико-ориентированной моделей образования. В качестве его мировоззренческой основы рассматривается аксиологическая триада университетских ценностей: веритизм, персонализм, патриотизм. Идентифицируется и анализируется ключевое конструктивное противоречие, свойственное инженерно-техническому образованию, – между требованиями инновационной экономики, предъявляемыми к содержанию современного инженерно-технического образования, и экологическим императивом. Утверждается необходимость обоснования ценностного профиля университетской организационной культуры, предлагается называть его «аксиологика университета». Рассматривается ценностная амбивалентность техники. Предлагается интерпретация хайдеггеровского решения «вопроса о технике» в применении к постановке двуединой задачи инженерно-технического образования: подготовка профессионала и развитие личности. Обосновывается понимание университета как источника и модели инновационной экономики. В качестве основания структурно-функциональной изоморфности университета как социального института в инновационной экономике рассматривается феномен «инновационной цепочки».
127-140 92
Аннотация
В статье поднимается вопрос о необходимости дополнения базовых параметров инженерного образования ценностно-смысловым компонентом. Авторы подчёркивают, что главная проблема нынешнего состояния инженерного дела и инженерного мышления – не качество профессиональных компетенций специалистов, а низкий уровень гуманизации, следствием чего является невысокая общественная значимость профессии, а также ориентир на извлечение рыночной выгоды без учёта последствий техногенных воздействий. Процесс гуманитаризации инженерного образования возможен при ценностно-смысловой его модификации через освоение соответствующих компетенций. Авторы обосновывают структуру ценностно-смысловых компетенций, приводят результаты экспертного анализа их особенностей применительно к высшему техническому образованию, определяют «безопасность» как ключевое понятие в трактовке сути ценностно-смысловых компетенций инженера. Приводится анализ отечественных и зарубежных исследований безопасности как ценности, системной компетенции и цели инженерного образования, вводится термин «сэйв-отношение». Процесс формирования ценностно-смысловых компетенций в вузе – это лонгитюдная воспитательная работа, примером которой служит апробированная авторами воспитательная программа «Жизнеориентационный практикум». Авторы предлагают возможные средства диагностики компонентов ценностно-смысловых компетенций и способы оценивания их сформированности. Приводится краткое описание педагогического эксперимента, результаты которого позволяют сделать вывод об эффективности указанной воспитательной программы и мониторинговых форм диагностики компетенций.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

141-150 188
Аннотация

Цель статьи – изложить актуальные вопросы цифровизации образования, а в этой рамке – использование её возможностей в контексте инклюзивного образования. Проведён анализ последствий внедрения в образовательную среду цифровых технологий, их достоинств и рисков. Рассмотрены точки соприкосновения инклюзивного подхода и использования цифровых технологий в обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью. В статье рассматривается комплекс психолого-педагогических компетенций педагогов, востребованных в процессе инклюзивного образования. По материалам проведённого авторами исследования изучена сформированность психолого-педагогических и информационно-коммуникационных компетенций у педагогов. Показаны подходы к организации повышения квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций.

Цифровые образовательные технологии – это благо, при грамотном использовании они способны освободить педагога от рутинной работы, облегчить выполнение учебных задач детьми с ОВЗ. Главное – нужно помнить о том, что в центре внимания процесса «дигитализации» должен оставаться человек.

151-158 250
Аннотация
Исследование направлено на оценку возможностей выявления и повышения компетентности и развития отдельных педагогических компетенций у преподавателей инженерных дисциплин в средних и частных профессиональных средних школах в Слеман-Ридженси (Индонезия). Оценка проводилась по итогам участия педагогов в программе, направленной на развитие личностной психологической, а также партнёрской и профессиональной зрелости (социокультурных аспектов профессиональной компетентности). Исследование было проведено в двух государственных профессиональных средних школах Индонезии и одной частной профессиональной средней школе. Оно носило качественный характер, предполагало использование интервью и документации в качестве средства сбора данных. Пятнадцать наиболее успешных преподавателей трёх профессиональных средних школ, имеющих опыт в области инженерного рисования зданий (BED), были отобраны в качестве объектов исследования. Полученные данные в виде записей интервью, фотографий и документов были сопоставлены для обеспечения достоверности полученных данных. Затем данные были систематизированы и рассмотрены в ходе трёх основных этапов исследования, включая открытое кодирование, осевое кодирование и выборочное кодирование. Результаты показывают, что благодаря направленному саморазвитию преподаватель может улучшить свои педагогические и профессиональные компетенции. Такая программа также побуждает его к развитию и совершенствованию своих знаний и навыков в области основной и смежных учебных программ, включая технологические аспекты экспертизы, стратегий и методов обучения и т.д. Тем не менее если речь идёт о наиболее успешных преподавателях, работающих в частных профессиональных средних школах, предложенная программа саморазвития повышает их компетентность незначительно: они развиваются эффективно и продуктивно без дополнительных внешних стимулов. Это говорит о том, что педагогическая деятельность ориентирует специалиста на постоянное совершенствование сама по себе.
159-168 115
Аннотация
Описана технология виртуального моделирования, используемая в качестве инструмента повышения качества инженерного образования. Авторами предлагается подход к созданию прототипа виртуальной технологической лаборатории по изучению процессов производства органических красителей в программной среде системы vAcademia. При создании лаборатории использована базовая среда программирования vAcademia. Для создания элементов лаборатории использованы инструменты различных систем: двух- и трёхмерные системы проектирования SketchUp, AutoCAD, КОМПАС-3D; графические и видеоредакторы: Adobe Photoshop, The GIMP, Photoscape, Windows Movie Maker, SONY Vegas Pro; визуальный инструмент моделирования динамических систем SIMUL8; программное обеспечение для работы с таблицами и текстом Microsoft Office. Виртуальная лаборатория создана в целях имитации реальной лабораторной среды и производимых в ней процессов, а также для моделирования учебной среды, в которой студенты трансформируют свои теоретические знания в практические умения и навыки. Выполнены тестовые исследования по оценке качества образования с использованием разработанной коммуникативной и образовательной среды в виде виртуального пространства технологической лаборатории по изучению процессов производства органических красителей.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)