Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Актуальные вопросы ценностно-акцентированного инженерно-технического образования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-115-126

Аннотация

В статье обосновывается эффективность ценностно-акцентированного подхода к организации в вузе учебного процесса, интегрирующего достоинства предметно-, личностно- и практико-ориентированной моделей образования. В качестве его мировоззренческой основы рассматривается аксиологическая триада университетских ценностей: веритизм, персонализм, патриотизм. Идентифицируется и анализируется ключевое конструктивное противоречие, свойственное инженерно-техническому образованию, – между требованиями инновационной экономики, предъявляемыми к содержанию современного инженерно-технического образования, и экологическим императивом. Утверждается необходимость обоснования ценностного профиля университетской организационной культуры, предлагается называть его «аксиологика университета». Рассматривается ценностная амбивалентность техники. Предлагается интерпретация хайдеггеровского решения «вопроса о технике» в применении к постановке двуединой задачи инженерно-технического образования: подготовка профессионала и развитие личности. Обосновывается понимание университета как источника и модели инновационной экономики. В качестве основания структурно-функциональной изоморфности университета как социального института в инновационной экономике рассматривается феномен «инновационной цепочки».

Об авторах

Н. Д. Цхадая
Ухтинский государственный технический университет
Россия

Цхадая Николай Денисович – д-р техн. наук, проф., президент университета.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13



Д. Н. Безгодов
Ухтинский государственный технический университет
Россия

Безгодов Дмитрий Николаевич – советник при ректорате.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13



Список литературы

1. Окушова А.Г. Смена педагогических парадигм как методологический резонанс изменения типов философского мышления // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. Вып. 2 (46). С. 7–11.

2. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Оптика взгляда на будущее (статья 3) // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 120–132.

3. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511 с.

4. Цхадая Н.Д., Безгодов Д.Н., Беляева О.И. Когнитивный тренд в реализации третьей миссии университета // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 117–133.

5. Безгодов Д.Н. Концептуальные основы организационной культуры вуза // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 125–130.

6. Безгодов Д.Н. Семиотическая динамика организационной культуры вуза: основные категории // Вестник вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. 2013. № 2 (3). С. 55–59.

7. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future (1987). URL: http://www.un-documents.net/ourcommon-future

8. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 3–30.

9. Снакин В.В. Путь к устойчивому развитию: мифы и реальность // Век глобализации. 2016. № 1-2. С. 80–86.

10. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2006. 384 с.

11. Социальная эпистемология / Под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон+, 2010. 712 с.

12. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 319 с.

13. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 672 с.

14. Безгодов Д.Н. Аксиология С.Л. Франка и организационная культура вуза // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4(3). С. 30–36.

15. Цхадая Н.Д. Ценности в стратегическом управлении современным российским университетом // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 105–113.

16. Цхадая Н.Д., Безгодов Д.Н., Беляева О.И. Ценности в диалектике структурной и средовой составляющих университета // Высшее образование сегодня. 2018. № 8. С. 64–68.

17. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб.: Питер, 2002. 336 с.

18. Rokeach М. The nature of human values. New York: The Free Press, 1973. 453 p.

19. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. 864 с.

20. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.

21. Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. 453 с.

22. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 784 с.

23. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

24. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: RFFLbook, 1994. 368 с.

25. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 221–237.

26. Никонова А.А. Стратегические решения технологических задач в модели инновационных экосистем // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 2 Ч. 1. М.: ИНИОН РАН, 2019. С. 406–414.

27. Цхадая Н.Д. От учебно-консультационного пункта к университетскому комплексу // Высшее образование в России. 2008. № 5. С. 59–65.

28. Безгодов Д.Н. Профильный адаптационный модуль организационной культуры университета // Высшее образование в России. 2015. № 12. С 118–123.


Рецензия

Просмотров: 432


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)