Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Возможности формирования, диагностики и мониторинга ценностно-смыслового компонента компетенций студентов технического вуза

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-127-140

Полный текст:

Аннотация

В статье поднимается вопрос о необходимости дополнения базовых параметров инженерного образования ценностно-смысловым компонентом. Авторы подчёркивают, что главная проблема нынешнего состояния инженерного дела и инженерного мышления – не качество профессиональных компетенций специалистов, а низкий уровень гуманизации, следствием чего является невысокая общественная значимость профессии, а также ориентир на извлечение рыночной выгоды без учёта последствий техногенных воздействий. Процесс гуманитаризации инженерного образования возможен при ценностно-смысловой его модификации через освоение соответствующих компетенций. Авторы обосновывают структуру ценностно-смысловых компетенций, приводят результаты экспертного анализа их особенностей применительно к высшему техническому образованию, определяют «безопасность» как ключевое понятие в трактовке сути ценностно-смысловых компетенций инженера. Приводится анализ отечественных и зарубежных исследований безопасности как ценности, системной компетенции и цели инженерного образования, вводится термин «сэйв-отношение». Процесс формирования ценностно-смысловых компетенций в вузе – это лонгитюдная воспитательная работа, примером которой служит апробированная авторами воспитательная программа «Жизнеориентационный практикум». Авторы предлагают возможные средства диагностики компонентов ценностно-смысловых компетенций и способы оценивания их сформированности. Приводится краткое описание педагогического эксперимента, результаты которого позволяют сделать вывод об эффективности указанной воспитательной программы и мониторинговых форм диагностики компетенций.

Об авторах

О. А. Волкова
Ухтинский государственный технический университет
Россия

Волкова Ольга Александровна – зав. сектором подготовки кадров высшей квалификации и академического развития.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13



Е. П. Шеболкина
Ухтинский государственный технический университет
Россия

Шеболкина Евгения Петровна – канд. филол. наук, доцент, проректор по учебно-методической работе.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13



Список литературы

1. Похолков Ю.П., Рожкова С.В., Толкачева К.К. Современное инженерное образование как основа технологической модернизации России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2012. № 2-2 (147). С. 302–306.

2. Кареев Р.Р. Умения безопасной производственной деятельности как определяющий фактор профессионального мастерства инженера // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 33(73)-1. С. 224–227.

3. National Academy of Engineering. 2014. The Importance of Engineering Talent to the Prosperity and Security of the Nation: Summary of a Forum. Washington, DC: The National Academies Press. DOI: 10.17226/18626

4. Романович Н.А. Государственная потребность в квалифицированных инженерах и общественное мнение о престижности технического образования // Проблемы деятельности учёного и научных коллективов. 2016. № 2 (32). С. 142–152.

5. Сорокина Н.Д. Социальные перемены и престиж профессии инженера в современном российском обществе // Научный результат. Социология и управление. 2019. T. 5. № 3. С. 63–77. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-5

6. Коган Е.А., Семёнова Т.В. Отношение будущих инженеров к работе по специальности: престижность и востребованность профессии // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 70–74. URL: https://psejournal.files.wordpress.com/2018/07/1802pno.pdf

7. Волкова О.А. О формировании ценностносмысловых компетенций будущих инженеров // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 144–150.

8. Волкова О.А. Особенности формирования аксиологических установок личности в вузовской образовательной среде // Коммуникации. Общество. Духовность – 2018: В 5 ч.: Материалы XVIII Международной научнопрактической конференции (26–27 апреля 2018 г.). Ч. 1 / Под общ. ред. С.В. Шиловой. Ухта: УГТУ, 2018. С. 136–141.

9. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 c.

10. Kannisto H., Salminen S., Zwetsloot G., Perttula P., Starren A., Steijn W., Pahkin K., Drupsteen L., Vuokko P., Räsänen T., Aaltonen M., Berkers F., Kalakoski V. (2016). The value of safety and safety as a value. DOI: 10.13140/RG.2.2.15582.84805

11. Zwetsloot G.I., Scheppingen A.R., Bos E.H., Dijkman A., Starren A. The Core Values that Support Health, Safety, and Well-being at Work // Safety and Health at Work. 2013. № 4(4). Р. 187–196. DOI: 10.1016/j.shaw.2013.10.001

12. Кузнецов Е.Г. Концептуальные основы культуры экологической безопасности инженерно-управленческих кадров водного транспорта // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2. С. 362–364.

13. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2006. 256 с.

14. Wang W., Zhao X.Z., Chen F.W., Wu C.H., Tsai S., Wang J. The Effect of Corporate Social Responsibility and Public Attention on Innovation Performance: Evidence from High-polluting Industries // International journal of environmental research and public health. 2019. № 16(20). Р. 3939. DOI: 10.3390/ijerph16203939

15. Sankar P.L., Cho M.K. (2015). Engineering Values into Genetic Engineering: A Proposed Analytic Framework for Scientific Social Responsibility // The American journal of bioethics: AJOB, 2015. № 15(12). Р. 18–24. DOI: 10.1080/15265161.2015.1104169

16. ESE (Prelims) 2019 Paper I: GS & Engineering Aptitude: Ethics & Values in Engineering Profession. MADE EASY Publications, 2018. 184 p.

17. Reichert S., Tauch Ch. Trends in Learning structures in European Higher Education III. Bologna fours year after: Steps towards sustainable reform of higher education in Europe. (Trends III report). EUA Graz convention. 29-30 May 2003. Europe university association, 2003. URL: http://eua.uni-graz.at/documents.html

18. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения. Красноярск, 2002. 362 с.

19. Корабельников А.А., Кукис В.С., Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. Омск: Омскбланкиздат, 2012. 210 с.

20. Безгодов Д.Н. Профильный адаптационный модуль организационной культуры университета // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 118–124.


Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)