Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-141-150
Аннотация
Цель статьи – изложить актуальные вопросы цифровизации образования, а в этой рамке – использование её возможностей в контексте инклюзивного образования. Проведён анализ последствий внедрения в образовательную среду цифровых технологий, их достоинств и рисков. Рассмотрены точки соприкосновения инклюзивного подхода и использования цифровых технологий в обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью. В статье рассматривается комплекс психолого-педагогических компетенций педагогов, востребованных в процессе инклюзивного образования. По материалам проведённого авторами исследования изучена сформированность психолого-педагогических и информационно-коммуникационных компетенций у педагогов. Показаны подходы к организации повышения квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций.
Цифровые образовательные технологии – это благо, при грамотном использовании они способны освободить педагога от рутинной работы, облегчить выполнение учебных задач детьми с ОВЗ. Главное – нужно помнить о том, что в центре внимания процесса «дигитализации» должен оставаться человек.
Об авторах
Д. З. АхметоваРоссия
Ахметова Дания Загриевна – д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики.
420111, г. Казань, ул. Московская, 42
Т. С. Артюхина
Россия
Артюхина Татьяна Сергеевна – ст. преподаватель кафедры технологии и организации питания.
420111, г. Казань, ул. Московская, 42
М. Р. Бикбаева
Россия
Бикбаева Марина Рунаровна – ст. преподаватель-исследователь кафедры теоретической и инклюзивной педагогики.
420111, г. Казань, ул. Московская, 42
И. А. Сахнова
Россия
Сахнова Ирина Александровна – ст. преподаватель-исследователь кафедры теоретической и инклюзивной педагогики.
420111, г. Казань, ул. Московская, 42
М. А. Сучков
Кыргызстан
Сучков Максим Александрович – канд. экон. наук, доцент.
725000, Кыргызская Республика, г. Кант, ул. Горького, 1А
Э. А. Зайцева
Россия
Зайцева Эльвира Альбертовна – учитель-логопед, преподаватель-исследователь.
423564, Нижнекамский район, г. Камские Поляны, 2/11-125
Список литературы
1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Изд-во ВШЭ. 2019. 343 с.
2. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z». М.: НИУ ВШЭ. 2019. 64 с.
3. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–45.
4. Bates T.A.W. Teaching in a Digital Age. 2015. URL: https://wiki.lib.sun.ac.za/images/f/f3/Teaching-in-a-digital-age.pdf
5. Hamburg I., Bucksch S. Inclusive Education and Digital Social innovation // Advances in Social Sciences Research Journal. 2017. Vol. 4. No. 5. P. 161–169. DOI: 10.14738/assrj.45.2861
6. Marci-Boehncke G., Vogel T. Digital literacy and inclusion: the impact of theory and practice in teacher’s education // 12th International Technology, Education and Development Conference. March 2018. DOI: 10.21125/inted.2018.1618
7. Lazzari M. Digital storytelling for inclusive education: an experience in initial teacher training // Proceedings of the 10th International Conference on e-Learning 2016. Funchal, Portugal, July 1-2, 2016. P. 199–203. URL: https://www.marcolazzari.it/publications/EL-lazzari-2016-sito.pdf
8. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 9–22.
9. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.
10. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 61–73. DOI: 10.21686/1818-4243-2018-3-61-73
11. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: МОНФ, ЦСПГИ, 2008. 224 c.
12. Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. 512 с.
13. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 5–16.
14. Преемственная система инклюзивного образования: В 2 т. Т. 2: Инклюзивное образование в системе «Детский сад – школа – ВУЗ / А.В. Тимирясова, Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова; Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова. Казань: Познание, 2016. 291 c.
15. Ахметова Д.З., Челнокова Т.А. Инклюзивная педагогика. Казань: Познание, 2019, 174 с.
16. Педагогика и психология инклюзивного образования: учёб. пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Ю.Г. Юсупова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. Казань: Изд-во Познание, 2013. 204 с.
17. Григорович Л.А. Профессиональная компетентность современного педагога // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2015. № 3 (39). С. 176-182.