Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-58-73

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы совершенствования российской аспирантуры, цели и задачи подготовки аспирантов. Рассматриваются особенности реформирования отечественной аспирантуры, общие и специфические принципы её функционирования. Подчёркивается узкоспециальная направленность образовательной составляющей подготовки аспирантов. Делается акцент на необходимости её реструктуризации с целью углубления обучения аспирантов началам профессии исследователя. На основе проведённого анализа обращается внимание на востребованность вариативной аспирантуры с ориентацией структуры и содержания подготовки аспирантов на различные виды профессиональной занятости выпускников. С целью повышения качества подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации следует изучить возможности интегрирования образовательных ресурсов высшей школы и научного потенциала научно-исследовательских институтов РАН. Предложена двухуровневая модель аспирантуры. Аспирантура первого уровня обеспечивает приобретение первичной профессиональной квалификации исследователя отраслевой направленности, на втором уровне решается задача превращения аспиранта в самостоятельного активного исследователя.

Об авторе

В. С. Сенашенко
Международная академия наук высшей школы
Россия

Сенашенко Василий Савельевич – д-р физ.-мат. наук, проф

119991, Москва, Ленинский проспект, 6



Список литературы

1. Сенашенко В.С., Макарова А.А. Образовательные гибриды в высшем образовании России // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 24–42. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-24-42

2. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Образовательная составляющая подготовки аспирантов в техническом университете // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 67–74. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-367-74

3. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 5–16.

4. Сенашенко В.С. О переходе высшей школы на новые образовательные стандарты // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 8. С. 6–14.

5. Статистика науки и образования. Вып. 3. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. П. 1.2.13. Основные показатели деятельности аспирантуры. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2018. URL: http//www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/asp-1.xls

6. Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 13–25.

7. Бедный Б.И., Сапунов М.Б. и др. Новая модель российской аспирантуры: проблемы и перспективы (круглый стол) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 130–146. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-1-130-146

8. Сенашенко В.С. Аспирантура как образовательная программа с научно-исследовательской компонентой или научно-исследовательская программа с образовательной компонентой // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2017. № 10. С. 4–10. DOI: 10.20339/AM.10-17.004

9. Караваева Е.В., Маландин В.В., Мосичева И.А., Телешова И.Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 22–34. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34

10. Сенашенко В., Сенаторова Н. Аспирантура как образовательная программа // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 58–66.

11. Сенашенко В.С. О престиже профессии “Преподаватель высшей школы”, учёных степеней и учёных званий // Высшее образование в России. 2017. № 2. C. 36–44.

12. Сенашенко В., Кузнецова В. Дополнительные образовательные профессиональные программы в структуре вуза // Высшее образование в России. 2005. № 9. С. 39–47.

13. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 44–54. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54

14. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 9–24. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-10-9-24

15. Марголин А.М., Мельников Р.М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 9–19.

16. Бодров А.В. Диплом об окончании аспирантуры est диссертация? // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №7. С. 79–85.

17. Сапунов М.Б., Сенашенко В.С. и др. Аспирантура как образовательная программа (круглый стол) // Высшее образование в России. 2013. № 6. C. 137–158.

18. Бедный Б.И. Об индустриальной аспирантуре (Комментарий к статье) // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 122–124.

19. Рыбаков Н.В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 86–95. 10.31992/0869-3617-2018-27-7-86-95

20. Попова Н.Г., Биричева Е.В. Подготовка молодых учёных в аспирантуре: поиск единого ориентира // Высшее образование в России. 2017. № 1. C. 5–14.

21. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20


Рецензия

Просмотров: 721


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)