СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ЮБИЛЕЙ
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
В статье представлены результаты исследования языковой подготовки специалистов в области таможенного дела в России и ряде зарубежных стран. Описанный зарубежный опыт языковой подготовки специалистов таможенного дела в Австралии, Вьетнаме, Германии, Китае, Молдавии, США позволяет обозначить её специфику, а именно уклон на развитие билингвальной компетентности, поскольку поликультурное таможенное пространство требует от специалиста умений вести диалог, знать культурные реалии родного и иностранного языка, уметь реализовывать данные знания в непосредственном общении с зарубежными партнёрами.
Отечественный опыт языковой подготовки специалистов-таможенников характеризуется, с одной стороны, отсутствием учёта регионализации и наполнения содержания иностранного языка на основе межпредметной интеграции с содержанием дисциплин профессионального цикла, а с другой – широким применением активных методов обучения, информационных и коммуникационных технологий при обучении иностранному языку, что позитивно влияет на формирование готовности к осуществлению профессиональной межкультурной коммуникации.
Авторы приходят к выводу о необходимости более глубокого изучения зарубежного опыта языковой подготовки на основе компаративного анализа в целях совершенствования отечественной подготовки квалифицированного специалиста-таможенника, способного вести эффективную профессиональную деятельность в иноязычной среде.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное финансирование в настоящее время играет ключевую роль в обеспечении стабильного и успешного функционирования систем высшего образования большинства ведущих стран мира. Поскольку государство зачастую является главным источником финансирования высшего образования, в повестке дня встаёт вопрос об эффективности государственной политики распределения финансовых потоков. В настоящей работе рассмотрены основные механизмы финансирования национальных систем высшего образования, а также проанализированы структура и особенности указанных механизмов на примере крупнейших стран Западной Европы и Азии – Германии, Испании, Италии, Франции и Китая.
Материалы и методы. В целях выявления современных тенденций государственного финансирования высшего образования авторы использовали две группы материалов, которые условно можно разделить на официальные нормативно-правовые документы и статистические (аналитические) обзоры. В исследовании были применены методы системно-структурного и статистического анализа данных.
Результаты исследования. Исследование тенденций государственного финансирования высшего образования позволило выявить их большое разнообразие не только в части долевого соотношения в общей структуре доходов университетов, но и в самих механизмах распределения финансовых потоков. В данном исследовании, тем не менее, приведены основные группы данных механизмов, структурированные по методам их реализации.
Обсуждение и заключение. В ходе проведения исследования авторы пришли к выводу, что существующее разнообразие действующих в мире систем финансирования высшего образования в первую очередь обусловлено устойчивостью традиций, сложившихся в национальных системах образования, и отсутствием международных инициатив, целью которых была бы унификация механизмов финансирования образования, как это было сделано ранее относительно структуры, уровней образования и квалификаций в ходе реализации Болонского процесса. Кроме того, постоянно меняющаяся финансовая ситуация в мире побуждает государства искать альтернативные источники поддержки высшего образования, что приводит к созданию новых механизмов финансирования.
ISSN 2072-0459 (Online)