Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-86-95

Аннотация

«Перевёрнутое обучение» является одной из наиболее обсуждаемых концепций современного образования. В центре внимания российских исследователей находятся в первую очередь вопросы технологических особенностей педагогической технологии и анализ практики её применения. Цель данной статьи – исследовать теоретический аспект вопроса, показать эволюцию концепции от исходной модели «перевёрнутый класс» к парадигме «перевёрнутое обучение» и далее – к её философским основаниям. Сегодня ещё можно встретить случаи упрощённой трактовки педагогической технологии «перевёрнутый класс», которая сводит её к перестановке местами самостоятельной и аудиторной работы. В статье показано, что новая педагогическая модель, используя в качестве базового условия инверсию самостоятельной и аудиторной работы, предполагает более серьёзные концептуальные изменения процесса обучения, а именно радикальное переосмысление роли преподавателя, учащегося и содержания их совместной учебной деятельности. «Перевёрнутое обучение» может быть рассмотрено как своеобразная педагогическая метастратегия, создающая оптимальные предпосылки для практического воплощения персонализированного подхода в высшем образовании. Такой подход способствует формированию позитивного взгляда на происходящие в области образования процессы, обеспечивает философской основой практику внедрения методики «перевёрнутый класс» в российских образовательных учреждениях.

Об авторе

И. И. Гнутова
Костромская государственная сельскохозяйственная академия
Россия

Гнутова Ирина Ивановна – канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков

156530, Костромская область, Костромской район, пос. Караваево, Караваевская с/а, Учебный городок, 34



Список литературы

1. Talbert R. Inverted Classroom // Colleagues. 2012. vol. 9. Issue 1. Article 7. URL: http://scholarworks.gvsu.edu/colleagues/vol9/iss1/7

2. Квашнина О.С., Ажель Ю.П. Анализ педагогической модели «Перевёрнутый класс» в преподавании английского языка как иностранного в техническом вузе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2016. № 6. С. 108–112.

3. Volchenkova K.N. Flipped Classroom for Doctoral Students: Evaluating the Effectiveness // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 94–103.

4. Тихонова Н.В. Технология «перевёрнутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 74–78.

5. Антонова Н.Л., Меренков А.В. Модель «перевёрнутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 2. С. 237–247.

6. Борзова Т.А. Принципы организации СРС первого курса в технологии «перевёрнутый класс» // Высшее образование в России. 2018. № 8-9. С. 80–88. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-80-88

7. King A. From sage on the stage to guide on the side // College teaching. 1993. vol. 41. No. 1. P. 30–35. URL: http://www.jstor.org/stable/27558571.

8. Mazur E. Peer Instruction: A User’s Manual Series in Educational Innovation. Prentice Hall, Upper Saddle River, NJ, 1997. 247 p.

9. Baker J.W. The “Classroom Flip”: Using Web course management tools to become the guide by the side // J.A. Chambers (Ed). Selected Papers from the 11 th International Conference on College Teaching and Learning. Jacksonville, 2000. FL: Florida Community College at Jacksonville. Р. 9–17. URL: http://www.classroomflip.com/files/classroom_flip_baker_2000.pdf

10. Lage M., Platt G., Treglia M. Inverting the Classroom: A Gateway to Creating an Inclusive Learning Environment // Journal of Economic Education. 2000. No. 31 (1). Р. 30–43. DOI: 10.2307/1183338

11. Bergman J., Sams A. Flip your classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. International Society for Technology in Education, 2012. 122 p. URL: http://i-lib.imu.edu.my/NewPortal/images/NewPortal/CompE-books/Flip-your-Classroom.pdf

12. Bergmann J., Sams A. Flipped Learning: Gateway to Student Engagement. International Society for Technology in Education, 2014. 169 p.

13. Bloom B. Learning for Mastery // Evaluation Comment (UCLA-CSIEP). 1968. No. 1(2). Р. 1–12.

14. Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1999. 654 с.

15. Рокмор Т. Кант о репрезентационизме и конструктивизме // Эпистемология и философия науки. 2005. Т. 3. № 1. С. 35–46.

16. Глазерсфельд Э. фон. Радикальный конструктивизм и преподавание // Теоретические вопросы образования: хрестоматия. Ч. 2. Социальный конструктивизм: многообразие образовательных проектов / Полонников А.А., Корбут А.М., Корчалова Н.Д. Минск: БГУ, 2015. С. 106–122.

17. Герген К.Дж., Уортам С. Социальное конструирование и педагогическая практика // Теоретические вопросы образования: хрестоматия / Гусаковский М.А., Полонников А.А., Корбут А.М. Минск: БГУ, 2013. С. 172–200.

18. Герген К.Дж. Социальная конструкция в контексте / Пер. с англ. Харьков: Гуманитарный центр, 2016. 328 с.

19. Flipped Learning 3.0. The next generation // Flipped Learning Global Initiative. URL: https://flglobal.org/flipped-learning-3-0/

20. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10–24.

21. Барр Р.Б., Тагг Дж. От преподавания к учёбе: новая парадигма высшего образования // Теоретические вопросы образования: хрестоматия / Гусаковский М.А., Полонников А.А., Корбут А.М. Минск: БГУ, 2013. С. 334–359.


Рецензия

Просмотров: 2588


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)