Образование, качество и цифровая трансформация
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-9-15
Аннотация
В статье рассматриваются современные технологические тренды и их связь с качеством образования с позиции разных заинтересованных сторон, отмечается беспрецедентная скорость и масштаб изменений, формулируется краткий перечень ключевых требований к образовательным программам высшего образования для сохранения их высокого качества в условиях цифровой трансформации. Наиболее полной характеристикой качества образования авторам представляется качество жизни, добавленное образовательной программой. Отмечается необходимость сохранения в образовательных программах относительно медленно меняющегося кросс-дисциплинарного фундаментального теоретического ядра в соответствующей области знаний, развития проектных и исследовательских компетенций. Для адаптации к технологическим изменениям в профессиональной сфере указывается на необходимость постоянного опережающего конструирования и сборки курсов, формирующих пакеты профессиональных компетенций. Эта постоянно меняющаяся часть программы предполагается для формирования индивидуальных образовательных траекторий. Отмечается необходимость развития универсальных компетенций в области информационно-коммуникационных технологий, а также навыков использования методов теории распознавания образов, лежащих в основе глубокого машинного обучения. Рассматриваются возможности применения в образовательных программах массовых открытых онлайн курсов (MOOC), а также обращения к услугам компаний Online Program Management (OPM).
Об авторах
Н. Е. СердитоваРоссия
Сердитова Наталья Евгеньевна – доктор географических наук, профессор
Адрес: 170100, г. Тверь, Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33
А. В. Белоцерковский
Россия
Белоцерковский Андрей Владленович – доктор физико-математических наук, профессор
Адрес: 170100, г. Тверь, Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33
Список литературы
1. Белоцерковский А.В. О “качестве” и “количестве” образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 3–9.
2. Белоцерковский А.В. К вопросу о “количестве качества” и “качестве количества” в системе образования // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 22–29.
3. Белоцерковский А.В. К вопросу о рейтингах и рангах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 3–10.
4. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 9–22.
5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Изд-во ВШЭ. 2019. 343 с.
6. Вербицкий А.А. «Цифровое поколение»: проблемы образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 7. С. 10–13.
7. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z». М.: НИУ ВШЭ, 2019. 64 с.
8. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–45.
9. Солдатова Г.В. Цифровое поколение, или Главный гуманитарный вызов взрослым в XXI веке // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 3 (25). С. 3–6.
10. Сегал А.П. «Цифра» и «цифровое общество» как симулякры XXI века (о терминологической строгости при описании процессов коммуникации) // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. №3. С. 2898–2908. DOI: 10.15372/PEMW20190302
11. Сердитова Н.Е., Лучинина Н.А., Павлова Л.С. Проектный подход к организации образовательной деятельности в университете // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 141–147.
12. Andreasen М.М. Non-linear DSGE Models, The Central Difference Kalman Filter, and The Mean Shifted Particle Filter // CREATES Research Papers. Vol. 33. School of Economics and Management University of Aarhus.
13. Hill P. Online Program Management: An updated view of the market landscape for 2019 // PhilonEdTech. 2019. September 27. URL: https://philonedtech.com/opm-updated2019-market-landscape/
14. Levine E. Are Colleges and Universities Meeting the Online Learning Challenge? // EdTech Magazine. 2019. November 07. URL: https://edtechmagazine.com/higher/article/2019/11/are-colleges-and-universities-meeting-onlinelearning-challenge