Педагогическое образование в Канаде: современное состояние и тенденции развития
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-155-166
Аннотация
В последние годы система высшего образования является объектом постоянных преобразований, нововведений и реформ. В ответ на новые требования общества университеты повышают академическую мобильность, привлекают иностранных студентов, внедряют в образовательный процесс информационные технологии и новые формы обучения: проблемное обучение, перевёрнутый класс, дистанционное обучение, смешанное обучение и др. Ключевую роль в ходе внедрения новых образовательных технологий играет преподаватель, поэтому главным приоритетом во всём мире признаётся обеспечение качества педагогического образования.
Целью настоящей статьи является анализ современного состояния педагогического образования в Канаде, где, согласно последним исследованиям PISA, фиксируется один из самых высоких уровней образованности школьников, что свидетельствует о качестве подготовки учителей. В статье рассматриваются основные особенности образовательной политики Канады, структура и содержание педагогического образования, а также система оценивания результатов обучения. Особое внимание уделяется современным подходам к оценке профессиональных компетенций студентов педагогических факультетов Квебека. В ходе работы над статьёй были использованы результаты исследований зарубежных авторов и обширный фактический материал, включающий в себя внутренние нормативные акты и регламенты канадских университетов, а также информацию официальных сайтов вузов. В заключение выделены основные тенденции развития педагогического образования в Канаде.
Об авторе
Н. В. ТихоноваРоссия
Тихонова Наталия Владимировна – старший преподаватель
Адрес: 420008, г. Казань, ул. Кремлёвская, 18
Список литературы
1. Перевощикова Е.Н. Инновационный подход к разработке магистерской программы по педагогическому образованию // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 44–50.
2. Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационноаналитические материалы по итогам первого этапа проекта “Модернизация педагогического образования” // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 13–28. DOI: 10.17759/pse.15200503
3. Саранцев Г.И. О гармонизации профессионального образования педагога // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 150–154.
4. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41–57.
5. Гребенев И.В., Чупрунов Е.В. Проблемы педагогического образования с позиции исследовательского университета // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 5–11.
6. Боднар С.С. Общая характеристика основных тенденций развития профессионального педагогического образования в современной Канаде // Молодой учёный. 2010. № 5. Т. 2. С. 151–153.
7. Матушевская Г.В. Оценка эффективности подготовки студентов-стажёров во Франции как отражение практико-ориентированного подхода к процессу профессионально-педагогической подготовки // Актуальные проблемы педагогики и языкового образования: сб. статей научно-практ. конф. с межд. участием, Казань, 23–24 дек. 2016. Казань. Издво: К(П)ФУ, 2016. С. 139–150.
8. Сабирова Д.Р. Профессиональное педагогическое образование в Англии. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2006. 143 с.
9. Тихонова Н.В., Ратнер Ф.Л. Управление качеством высшего образования: опыт Канады // Стандарты и мониторинг в образовании. 2018. № 4. Т. 6. С. 28–33. DOI: 10.12737/article_5b713f646e0d39.98507998
10. Pelletier G. Le Canada dans le PISA 2015: une aventure renouvelée au sein d’épreuves internationale // Revue internationale d’éducation de Sèvres. 2017. No. 74. Р. 16–18. DOI: https://doi.org/10.4000/ries.5765
11. Thomas L. What is Canadian about teacher education in Canada? Multiple perspectives on Canadian teacher education in the twenty-first century. Canadian Association for Teacher Educators, 2013. 445 p.
12. Perlaza A.M., Tardif M. Pan-Canadian Perspectives on Teacher Education: The State of the Art in Comparative Research // Alberta Journal of Educational Research. 2016. Vol. 62. No. 2. Р. 199–219.
13. Tardif M. La formation à l’enseignement au Québec: bilan des 25 dernières années et perspectives pour l’avenir // Formation et profession. 2018. Vol. 26. No. 2. Р. 110–121. DOI: 10.18162/ fp.2018.a148
14. Crocker R., Dibbon D. Teacher education in Canada. Society for the Advancement of Excellence in Education, 2008.140 p.
15. Gambhir M., Broad K., Evans M. Characterizing initial teacher education in Canada: Themes and issues. Ontario Institute for Studies in Education, 2008. 30 p.
16. Nickel J., O’Connor K., Falkenberg T., Link M. Initial teacher education in Western Canada // Handbook of Canadian research in teacher education. Canadian Association for Teacher Education (CATE), 2015. Р. 39–59.
17. Martinet M.A., Raymond D., Gauthier C. La formation à l’enseignement. Les orientations. Les compétences professionnelles. Gouvernement du Québec Ministère de l’Éducation, 2001. 254 p.
18. Poth C.-A. What assessment knowledge and skills do initial teacher education programs address? A Western Canadian perspective // Alberta Journal of Educational Research. 2013. Vol. 58. No. 4. Р. 634–656.
19. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 43–52.
20. Голованова И.И., Телегина Н.В., Донецкая О.И. Подготовка к профессиональной деятельности будущего педагога на основе разработанной системы оценки сформированности компетенций // Образование и саморазвитие. 2019. Т. 14. № 1. C. 57–67. DOI: 10.26907/esd14.1.07