Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Этнокультурный фактор развития инклюзивного образования (на примере Российской Федерации и Республики Кыргызстан)

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-127-135

Аннотация

В статье автор излагает проблемы развития инклюзивного образования в этнокультурном аспекте. Дан небольшой сравнительный анализ особенностей развития инклюзивного образования в России и Кыргызстане: законодательная и нормативная база, культурные традиции стран, язык и обычаи. Этнокультурный фактор развития инклюзивного образования проявляется в языке обучения в школах и в профессиональных образовательных организациях. Автор подчёркивает особенность нашего времени – языковую ассимиляцию в странах Содружества независимых государств. Показано, что многие родители на севере Кыргызстана отдают своих детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями развития, в русские школы, что вызывает дополнительные барьеры в учёбе, кроме барьеров, вызванных физическими и интеллектуальными недостатками.

Об авторе

М. А. Сучков
Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова; Кыргызский филиал Казанского национального исследовательского технологического университета
Россия

Сучков Максим Александрович – канд. экон. наук, доцент

Адрес:

420111, г. Казань, ул. Московская, 42;

725000, Кыргызская Республика, г. Кант, ул. Горького, 1А



Список литературы

1. Тимирясова А.В., Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А. Преемственная система инклюзивного образования. В 3 т. / Институт экономики, управления и права. Казань: Познание, 2015. Т. 2. Инклюзивное образование в системе «Детский сад – школа – вуз». 336 с.

2. De Boer, A., Pijl S., Minnaert A. Regular Primary Schoolteachers’ Attitudes Towards Inclusive Education: A Literature Review // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. No. 3. P. 331–353. https://doi.org/10.1080/13603110903030089

3. Schmidt M., Čagran B. Psychological climate in classes with children with special needs in secondary school // Educational Studies. 2006. Vol. 32. No. 4. P. 361–372.

4. French N.K., Chopra R.V. Teachers as Executives // Theory Into Practice. 2006. Vol. 45. № 3. P. 230–238. URL: www.jstor.org/stable/40071602

5. Brandon T., Charlton J. The lessons learned from developing an inclusive learning and teaching community of practice // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 1. P. 165–178. URL: https://doi.org/10.1080/13603116.2010.496214

6. Rodkin Ph.C., Farmer, T.W., van Acker R., Pearl R., Thompson, J.H., Fedora, P. M. Who Do Students with Mild Disabilities Nominate as Cool in Inclusive General Education Classrooms? // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44. No. 1. P. 67–84. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2005.11.002

7. Čagran B., Schmidt M. Attitudes of Slovene teachers towards the inclusion of pupils with different types of special needs in primary school // Educational Studies. 2011. Vol. 37. No. 2. P. 171–195. https://doi.org/10.1080/03055698.2010.506319

8. Bond R., Castagnera E. Peer Supports and Inclusive Education: An Underutilized Resource // Theory into Practice. 2006. Vol. 45. No. 3. P. 224–229. https://doi.org/10.1207/s15430421tip4503_4

9. Морова Н.С., Заболотских О.П. Роль семьи в социальном воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Социальная педагогика в России. 2012. № 3. С. 30–39.

10. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005. 272 с.

11. Либлинг М. , Лаврентьева Н. Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра путём создания “Личного букваря” // Педагогика . 2018 . № 9 . С. 64–69.

12. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. C. 5–16.

13. Рубцов В.В., Васина Л.Г., Куравский Л.С., Соколов В.В. Модельный образец специальных образовательных условий для получения высшего образования студентами с инвалидностью: опыт создания и применения // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 34–49. DOI: 10.17759/pse.2017220105

14. Семаго Н. Специальные образовательные условия инклюзивной школы: учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2014. 38 с.

15. Колыванова Л.А., Носова Т.М., Плотцева С.А. Формирование готовности к инклюзивному экологическому образованию в профессиональной подготовке студентов социально-педагогического колледжа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. № 4 (40). С. 136–144. https://doi.org/10.21685/2072-3024-2016-4-14

16. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. 2007. № 9. С. 60–65.

17. Малиновская С.М. Содержание этнокультурного образования народностей Севера // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2004. Вып. 5 (42). С. 147–151.

18. Снежко Г.Е. Социокультурные аспекты инклюзивного образования детей с ограниченными функциональными возможностями // Вестник Адыгейского государственного университета. 2017. Вып. 1(194). C. 136–142.

19. Хартблей К., Айылчиева Г. «Воспитание детей без комплексов»: достижения и пробелы инклюзивного образования на севере Кыргызстана // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11. № 4. C. 517–532.


Рецензия

Просмотров: 454


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)