Охранники или проводники? Новые требования для аккредитационных агентств по обеспечению качества образования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-9-21
Аннотация
Рассматриваются причины различных подходов (российского и американского) к формированию национальной системы гарантии качества образования, в частности, к процедуре признания независимых аккредитационных агентств. Автором предложены конкретные принципы формирования национальной «архитектуры» аккредитации вузов на основе анализа американской и европейской модели «аккредитации аккредитаторов». Дан содержательный анализ новых поправок в законодательство США о высшем образовании, касающихся вопросов регламентации взаимодействия Департамента образования и аккредитационных агентств. Они могут быть актуальны для создания в России новой системы оценки качества образования в рамках «регуляторной гильотины».
Ключевые слова
Об авторе
Г. Н. МотоваРоссия
Мотова Галина Николаевна – д-р пед. наук, зам. директора
Адрес: 424000, г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, 206А
Список литературы
1. Мотова Г.Н. Эволюция системы аккредитации в сфере высшего образования России // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 13–25.
2. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Практика аккредитации в системе высшего образования России // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 12–20.
3. Звонников В.И. Как поднять эффективность аккредитации профессиональных образовательных программ и снизить её нагрузку на вузы? // Высшее образование сегодня. 2019. №3. С. 11–22.
4. Долгоруков А.М., Зырянов В.В., Малахов Ф.В., Темнова Л.В. Опыт разработки процедур профессионально-общественной аккредитации для социально-гуманитарной сферы российского образования // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 5–16.
5. Северцев В.А., Чащихин Б.Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. М.: Мир книги, 1993. 240 с.
6. Системы аккредитации за рубежом / Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, В.Ж. Куклин, Б.А. Савельев. М., 1998. 180 с.
7. Мотова Г.Н. Кто смотрит за смотрителем // Аккредитация в образовании. 2009. № 29. С. 50–53.
8. Student Assistance General Provisions, The Secretary’s Recognition of Accrediting Agencies, The Secretary’s Recognition Procedures for State Agencies. DEPARTMENT OF EDUCATION. 34 CFR. Parts 600, 602, 603, 654, 668, and 674 // Federal Register. 2019. Vol. 84. No. 212. Friday, November 1 / Rules and Regulations. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/FR-2019-11-01/pdf/2019-23129.pdf
9. Матвеева О.А. Развитие добровольной аккредитации образовательных программ в России // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 19–28. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-19-28
10. Мотова Г.Н. Кому достанется флейта? // Аккредитация в образовании. 2013. № 66. С. 14–19.
11. Рубин Ю.Б., Коваленко А.А., Семкина Т.А., Соболева Э.Ю. О подходах к созданию общероссийского регистра организаций, удостоверяющих качество образования // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 20–34.
12. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 122–136.
13. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG). Brussels, Belgium, 2015. URL: https://enqa.eu/wp-content/uploads/2015/11/ESG_2015.pdf
14. Ткач Г.Ф., Сенашенко В.С. Болонский процесс: обзор эволюции приоритетов и промежуточные итоги // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 119–130.
15. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Нынешний раунд Болонского процесса: сохранение оптимизма. И немного о российском… (Статья 1) // Высшее образование в России. 2017. №10 (216). С. 94–108.
16. Гребнев Л.С. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только... (по работам В.И. Байденко и Н.А. Селезневой) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 5–18.
17. Становление институтов общественно-профессиональной оценки качества образования / О.А. Ильченко, А.А. Коваленко, А.И. Коваленко и др. М.: Маркет ДС, 2007. 652 с.
18. Accreditation Handbook. In accordance with 34 CFR Part 602. The Secretary’s Recognition of Accrediting Agencies. Revised June 2019. URL: https://www2.ed.gov/admins/finaid/accred/accreditation-handbook.pdf