Международный проект ENTER: новый подход к педагогической подготовке преподавателей инженерных дисциплин
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-65-74
Аннотация
Задача формирования современного поколения инженеров обусловливает необходимость выработки новых подходов к педагогической подготовке преподавателей технических вузов. Международный проект ENTER (EngineeriNg educaTors pEdagogical tRaining), разрабатываемый в рамках программы Европейского Союза Erasmus+, ориентирован на создание и развитие международной платформы по многоуровневой профессиональной подготовке/переподготовке преподавателей технических университетов на основе евразийской сети взаимодействия. Опросы среди работодателей, преподавателей и студентов инженерных вузов, а также анализ научной периодики позволили определить комплекс универсальных и специфических инженерно-педагогических компетенций, которыми должны обладать преподаватели не только сегодня, но и в будущем. На основе проведённого исследования была составлена трёхуровневая модульная программа подготовки/ переподготовки преподавателей (программа iPET); планируется её международная аккредитация. В статье представлен опыт вузов-участников программы.
Об авторах
Ф. Т. ШагееваРоссия
Шагеева Фарида Тагировна – д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой инженерной педагогики и психологии
Адрес: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68
Е. С. Мищенко
Россия
Мищенко Елена Сергеевна – д-р экон. наук, проф., проректор по международной деятельности
Адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106
Н. Г. Чернышов
Россия
Чернышов Николай Генрихович – канд. техн. наук, доцент
Адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106
К. Е. Нургалиева
Казахстан
Нургалиева Куралай Еркенкызы – канд. физ.-мат. наук, ст. преподаватель
Адрес: 050040, Алматы, проспект аль-Фараби, 71
К. М. Туреханова
Казахстан
Туреханова Кундуз Моминовна – канд. физ.-мат. наук, ст. преподаватель
Адрес: 050040, Алматы, проспект аль-Фараби, 71
Е. Т. Омиржанов
Казахстан
Омиржанов Есбол Токтарбаевич – канд. юрид. нак, проф., директор департамента международного сотрудничества
Адрес: 050010, г. Алматы, проспект Абая, 8
Список литературы
1. Иванов В.Г., Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф. Преемственная подготовка инженерных кадров для инновационной экономики в исследовательском университете // Высшее образование в России. 2017. Т. 26. № 5. С. 68–78.
2. Rumler N., Staude S., Friese N. Development of an Innovative Learning Environment for Engineering Education // Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, 2017. Vol. 544. P. 254–264. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-50337-0_22
3. Шитов С.Б. Опережающее инженерное образование в современных условиях (социально-философский взгляд // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 109–113.
4. Юшко С.В., Галиханов М.Ф., Кондратьев В.В. Интегративная подготовка будущих инженеров к инновационной деятельности для постиндустриальной экономики // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 65– 75. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-65-75
5. Жураковский В.М., Воров А.Б. Системные инновации в моделях подготовки инженерных кадров // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 17–24.
6. Turekhanova K.M., Akimkhanova Zh.E., Karwasz G.P. Implementing EU Interactive Teaching Methods at Al-Farabi Kazakh National University // GIREP-ICPE-EPEC-MPTL 2019 Conference, Budapest, Hungary. P. 780.
7. Shageeva F.T., Nazmieva L.R. Module technologies in training chemical-process engineers // 15th International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL, 2012. Article number 6402189.
8. Гурье Л.И. Последипломное образование преподавателей вуза в условиях инновационных процессов. Казань: Школа, 2008. 243 с.
9. Сенашенко В.С., Вербицкий А.А., Ибрагимов Г.И., Осипов П.Н. и др. Инженерная педагогика: методологические вопросы (круглый стол) // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 137–157; Подготовка научнопедагогических кадров, педагогика высшей школы и инженерная педагогика: Круглый стол // Высшее образование в России. 2016. № 6. C. 62−86; № 7. C. 67−87.
10. Иванов В.Г., Сазонова З.С., Сапунов М.Б. Инженерная педагогика: попытка типологии // Высшее образование в России. 2017. № 8-9 (215). С. 32–42.
11. Кубрушко П.Ф., Еприкян Д.О. Инженерная педагогика в системе профессионального образования: методологический аспект // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 83–87.
12. Приходько В.М., Полякова Т.Ю. IGIP. Международное общество по инженерной педагогике: прошлое, настоящее, будущее. М.: Техполиграфцентр, 2015. 143 с.
13. Melezinek A., Auer М. IGIP and the Trends in Engineering Education // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 35–39.
14. Solovyev A.N., Prikhodko V.M., Polyakova T.Yu., Sazonova Z.S. (2018). Russian Engineering Teachers as an Important Part of IGIP. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 1. P. 38–45.
15. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. T. 22. № 5. С. 54–66. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.049
16. Бедный Б.И., Сапунов М.Б. и др. Новая модель российской аспирантуры: проблемы и перспективы (круглый стол) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 130–146. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-130-146
17. Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. На пути к новой модели аспирантуры: опыт совершенствования аспирантских программ в российских вузах // Вопросы образования. 2019. №3. С. 8–42. DOI: 17323/1814-9545-2019-3-8-42
18. Чучалин А.И. Модернизация инженерного образования на основе международных стандартов CDIO // Инженерное образование. 2014. № 16. С. 14–29.
19. Галиханов М.Ф., Хасанова Г.Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 51–62. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-51-62
20. Nurgalıeva Q.E., Igenbaeva Á.S., Slámova Á.N. «Elektrondy analogty qurylgylardy Multisim ortasynda modeldeý» zerthanalyq jumystarga ádіstemelіk nusqaýlar // Sovremennoe obrazovanıe v shkole, kolledje ı VÝze. 2017. № 2(37). P. 18–19.