Китайские студенты за рубежом: динамика численности и цели выезда
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-153-168
Аннотация
В статье анализируются процессы, связанные с выездом китайских студентов за рубеж. На основе данных Министерства образования Китая, публикаций, находящихся в открытом доступе в сети китайского Интернета, а также научных статей, опубликованных в ведущих мировых изданиях, показано, как изменилась численность студентов, выезжающих из Китая, с 2001 по 2018 гг., а также трансформировались источники финансирования образовательных поездок. Представлена информация о современных предпочтениях китайских студентов в выборе стран и программ обучения, целях и причинах выезда за рубеж.
Жёсткая конкуренция среди абитуриентов за получение образовательных услуг, предполагаемые трудности трудоустройства после окончания национальных университетов, а также влияние родителей подталкивают молодых китайцев к рассмотрению возможности обучения за границей. За последние 10 лет число китайских граждан, обучающихся в зарубежных университетах, увеличилось более чем в два раза и достигло в 2018 г. 662,1 тыс. человек. Целью такой миграции является не только получение передовых научных знаний или совершенствование навыков владения иностранными языками, но и желание обладать так называемым символическим капиталом, получаемым по окончании престижного иностранного университета, и дающим ощутимые выгоды при трудоустройстве в китайские компании и карьерные привилегии в будущем. Поэтому наибольшая численность китайских студентов в настоящее время находится в англоязычных странах, где высока концентрация лучших университетов мира, входящих в ТОП-100 любого международного рейтинга. В то же время современные профессиональные предпочтения китайских студентов соответствуют тенденциям развития национальной экономики и научного потенциала Китая, обусловлены перспективами трудоустройства и возможностью получить стипендии Правительства Китая.
Об авторах
С. С. ДонецкаяРоссия
Донецкая Светлана Сергеевна – д-р экон. наук, проф.
Адрес: 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1
М. Ли
Китай
Ли Мэнжань – студент
Адрес: 150080, Харбин, провинция Хэйлунцзян, Нанганг, Хуефу роуд, 74
Список литературы
1. Jinwen Z. The development of early modern Chinese economics: Based on investigation of doctoral dissertations by Chinese students studying abroad in the late Qing and republican periods // Social Sciences in China. 2012. Vol. 33. No. 2. P. 75–93. DOI: https://doi.org/10.1080/02529203.2012.677271
2. Wei L., Hu Y. Retrospective and Prospects for China’s International Educational Exchange in the 40th Anniversary Year of Reform and Opening Up // Frontiers of Education in China. 2018. Vol. 13. No. 4. P. 532–552. DOI: https://doi.org/10.1007/s11516-018-0029-6
3. Гурулёва Т.Л. Система образования КНР и российско-китайское образовательное сотрудничество. М.: ВКН, 2018. 464 с.
4. Мо Цзимань. Результаты комплексного исследования особенностей адаптации китайских студентов в Казани // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: познание. 2018. № 3(78). С. 69–72.
5. Даниленко О.И., Сюй Идань. Субъективное благополучие китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 4. С. 137–156.
6. Савелова Е.В. Перспективы международного сотрудничества в подготовке специалистов для сферы искусства и культуры // Высшее образование в России. 2018. Т 27. № 7. С. 105–110.
7. Антонова Ю.А. О некоторых тонкостях преподавания РКИ китайским студентам // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 13–16.
8. Арефьев А.Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 54–66.
9. Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С. Китайские студенты в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 8-9. С. 76–81.
10. Краснова Г.А., Белоус В.В. Китайские студенты за рубежом // Аккредитация в образовании. 2016. № 3(87). С. 46–49.
11. Танатова Д.К., Погосян В.Г., Королев И.В. Обучение китайских студентов в российских университетах: мотивация и демотивация // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 150–157. DOI: 10.31857/S013216250004969-8
12. Леонтьева Э.О. Китайские студенты в дальневосточных вузах: стереотипы и реальные мотивационные установки (на примере г. Хабаровска) // Культура и наука Дальнего Востока. 2016. № 2(20). С. 36–40. (In Russ.)
13. Wu Q. Motivations and Decision-Making Processes of Mainland Chinese Students for Undertaking Master’s Programs Abroad // Journal of Studies in International Education. 2014. Vol. 18. No. 5. P. 426–444. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315313519823
14. Zhai K., Gao X., Wang G. Factors for Chinese Students Choosing Australian Higher Education and Motivation for Returning: A Systematic Review // SAGE Open. 2019. Vol. 9. No. 2. DOI: https://doi.org/10.1177/2158244019850263
15. Cao C., Zhu C., Meng Q. A survey of the influencing factors for international academic mobility of Chinese university students/ // Higher Education Quarterly. 2016. Vol. 70. No. 2. P. 200–220. DOI: https://doi.org/10.1111/hequ.12084
16. Lee S.W. Circulating East to East: Understanding the Push–Pull Factors of Chinese Students Studying in Korea // Journal of Studies in International Education. 2017. Vol. 21. No. 2. P. 170– 190. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315317697540
17. Yang Y., Volet S., Mansfield C. Motivations and influences in Chinese international doctoral students’ decision for STEM study abroad // Educational Studies. 2018. Vol. 44. No. 3. P. 264–278. DOI: https://doi.org/10.1080/03055698.2017.1347498
18. Gerhards J., Hans S., Drewski D. Global inequality in the academic system: Effects of national and university symbolic capital on international academic mobility // Higher Education. 2018. Vol. 76. No. 4. P. 669–685. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-018-0231-8
19. Hansen A.S., Thogersen S. The anthropology of Chinese transnational educational migration // Journal of Current Chinese Affairs. 2015. Vol. 44. No. 3. P. 3–14. DOI: https://doi.org/10.1177/186810261504400301
20. Cebolla-Boado H., Hu Y., Soysal Y.N. Why study abroad? Sorting of Chinese students across British universities // British Journal of Sociology of Education. 2018. Vol. 39. No. 3. P. 365–380. DOI: https://doi.org/10.1080/01425692.2017.1349649
21. Гулимире А., Титкова С.И. Русский язык в Китае: традиции и перспективы // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2018. № 2 (38). С. 68–78.
22. Гурко Д.Д., Тростянская И.Б., Сема Е.Ю., Барсуков А.А., Полехина Н.А. Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. М.: Социоцентр, 2019, 308 с.