Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Опыт внутривузовского сотрудничества в процессе создания профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-32-42

Аннотация

В статье рассматривается создание профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку в процессе взаимодействия кафедры иностранных языков с профилирующими кафедрами технического вуза. Межкафедральное сотрудничество рассматривается как вузовский ресурс повышения качества высшего образования, приводятся примеры успешного межкафедрального взаимодействия в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Показано, что характерной особенностью профессионально-ориентированного учебника нового поколения, создаваемого совместными усилиями языковой и профилирующих кафедр, является широкое использование элементов компьютерной обучающей среды в его лингводидактическом аппарате, что способствует более эффективному освоению предметного содержания. Приводится перечень из семи учебных пособий по английскому языку, созданных в результате межкафедрального сотрудничества, даётся краткий анализ проблем, возникших в процессе общения специалистов лингвистического и технического профиля. Показано, что сам процесс создания учебных пособий может одновременно использоваться в качестве практико-ориентированного междисциплинарного проекта для магистрантов лингвистического профиля, которые участвуют в нём как разработчики лингводидактического аппарата. Участие магистрантов в проекте проходит в рамках изучения дисциплины «Междисциплинарные связи в высшей школе» (МДС) и производственной педагогической практики.

Об авторах

Н. В. Попова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Попова Нина Васильевна - д-р пед. наук, проф.

Адрес: 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



Н. И. Алмазова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Алмазова Надежда Ивановна - д-р пед. наук, проф.

Адрес: 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



Т. Г. Евтушенко
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Евтушенко Татьяна Геннадьевна - канд. пед. наук, доцент

Адрес: 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



О. В. Зиновьева
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Зиновьева Ольга Владимировна - ст. преподаватель

Адрес: 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



Список литературы

1. Алмазова Н.И., Попова Н.В., Коган М.С., Никитенко О.А., Степанова М.М. Английский язык. Практический курс для магистрантов технического профиля. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 220 с.

2. Агапова Е.Г., Попова Т.М., Хальзова Н.А. Сетевое межкафедральное взаимодействие как форма управления инновационным развитием университета // Интеллектуальная собственность в инновационном развитии региона: Материалы региональной науч.- практ. конф. Тихоокеанский гос. ун-т, 2016. С. 129–135.

3. Царькова Д.Р. Межкафедральное взаимодействие в учебном процессе // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2014. № 2 (64). С. 51–54.

4. Звягинцева Е.П. Возможности реализации иноязычного профессионально ориентированного обучения в вузе через межкафедральное сотрудничество // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: Материалы III Всерос. науч.- практ. конф. / Под ред. А.А. Сорокина. 2016. С. 49–52.

5. Кобелева Е.П. Межпредметная интеграция как необходимое условие иноязычной подготовки в вузе // Теория и практика обучения иностранному языку в рамках парадигмы «Образование в течение всей жизни»: Материалы городской межвуз. науч. практ. конф. 2016. С. 25–28.

6. Каргина Е.М. Роль межкафедрального взаимодействия в процессе профилизации образовательной среды // Молодой учёный. 2014. № 10 (69). С. 370–372.

7. Пути взаимодействия языковых и профилирующих кафедр в неязыковом вузе: сб. науч. ст. / Под ред. Ю.Б. Кузьменковой; М.: Гос. ун-т Высш. шк. экономики, 2000. 134 с.

8. Hyland K., Hamp-Lyons L. EAP: Issues and directions // Journal of English for Academic Purposes. 2002. No. 1. P. 1–12.

9. Hamp-Lyons L. English for Academic Purposes // Handbook of Research in Second Language Teaching and Learning / E. Hinkel, Ed. New York–London: Routledge, 2011. P. 89–104.

10. Попова Н.В., Акопова М.А., Соснина М.Н. Переводческие аспекты публикационной активности научно-педагогических работни- ков современного университета // Вопросы методики преподавания в вузе. СПб.: Изд-во СПбПУ. Вып. 3 (17), 2014. С. 34–44.

11. Акопова М.А., Попова Н.В. Инновационные аспекты содержания обучения иностранным языкам в современном вузе (проект IELTS) // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехни- ческого университета. Серия: Естественные и инженерные науки. 2013. Вып. 2. С. 309–315.

12. Попова Н.В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения: междисциплинарный подход. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2011. 248 с.

13. Попова Н.В. Типология лингвокомпьютерных заданий в профессионально-ориентированном учебнике по иностранному языку нового поколения // Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т. 4. Ростов н/Д: Изд-во Междунар. исслед. центра «Научное сотрудничество», 2014. С. 180–203.

14. Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 29–42. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42

15. Насиханова А.З., Давыдова Л.Н. Междисциплинарный образовательный проект как средство формирования иноязычной компетенции у студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 62–66. DOI: 10.20339/AM.2-18.062

16. Симоненко Е.С. Метод проектов в практике преподавания русского языка как иностранного в вузах Китая для студентов технических специальностей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8. № 3 (28). С. 191–197.

17. Баранова Т.А., Жук Л.Г. Педагогическая практика. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. URL: http://elib.spbstu.ru/dl/2/i18-241.pdf

18. Бартош Д.К. Педагогическая практика как один из этапов подготовки будущих учителей к педагогической деятельности // Современные проблемы воспитания и образования: психолого-пед. сб. науч. тр. Вып. 5. М.: РИЦ МГОПУ, 2006. С. 45–53.

19. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов – подготовка к основным видам профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2012. № 6 (часть 2). С. 360–364.


Рецензия

Просмотров: 694


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)