Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 29, № 7 (2020)
Скачать выпуск PDF

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

9-21 123
Аннотация

Разработаны рубрики для оценки уровня соответствия компонентов учебных планов (модулей, дисциплин, курсов) рекомендациям CDIO-FCDI-FFCD Standards в процессе модернизации инженерных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В качестве примера приведены результаты использования рубрик для оценки соответствия дисциплин и междисциплинарных курсов программы инженерного бакалавриата рекомендациям CDIO Standards. Результаты представлены в виде суммарных и дифференцированных рейтингов модулей гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных и математических дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных курсов. На основе рейтингов определены исходный (до модернизации) и планируемый (после модернизации) уровни соответствия модулей программы рекомендациям каждого из 12 стандартов CDIO. Использование рубрик позволяет вовлечь всех преподавателей, участвующих в реализации инженерных программ, в процесс их модернизации.

22-31 107
Аннотация

В статье рассмотрен вопрос о формировании у будущих инженеров практических навыков в виртуальной среде в рамках фундаментальной математической подготовки. Впервые проведена сравнительная количественная оценка качественной характеристики – приобретения навыка математических вычислений. Цель работы заключается в оценке рисков потери качества усвоения знаний при переходе от книги и ручки к клавиатуре и мышке или планшету. Авторами разработан и апробирован в учебном процессе ряд уникальных интерактивных тренажёров для формирования у студентов вычислительных навыков. Интерактивный тренажёр – это локальная программа, допускающая как автономный режим работы (онлайн или офлайн), так и встраивание в электронный курс на любую образовательную платформу. Проведён анализ возможности замены классических подходов в математическом образовании на виртуальные методы. Обнаружен ряд задач, решение которых в виртуальной среде неэффективно. Выделены виды самостоятельной работы, которые пока не поддаются цифровизации. По результатам эксперимента авторы делают вывод, что интерактивные тренажёры являются полезным инструментом для формирования навыков решения стандартных задач высшей математики, не уступающим традиционным методам. Оба метода показали статистически сравнимые результаты.

Данное направление исследований является перспективным с точки зрения расширения круга задач и возможностей применения новых технологий. Кроме того, предлагаемый подход способен не только реализовать идею формирования навыков отработки алгоритмов решения задач, но и развивать интеллектуальные качества и способности студентов.

32-42 135
Аннотация

В статье рассматривается создание профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку в процессе взаимодействия кафедры иностранных языков с профилирующими кафедрами технического вуза. Межкафедральное сотрудничество рассматривается как вузовский ресурс повышения качества высшего образования, приводятся примеры успешного межкафедрального взаимодействия в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Показано, что характерной особенностью профессионально-ориентированного учебника нового поколения, создаваемого совместными усилиями языковой и профилирующих кафедр, является широкое использование элементов компьютерной обучающей среды в его лингводидактическом аппарате, что способствует более эффективному освоению предметного содержания. Приводится перечень из семи учебных пособий по английскому языку, созданных в результате межкафедрального сотрудничества, даётся краткий анализ проблем, возникших в процессе общения специалистов лингвистического и технического профиля. Показано, что сам процесс создания учебных пособий может одновременно использоваться в качестве практико-ориентированного междисциплинарного проекта для магистрантов лингвистического профиля, которые участвуют в нём как разработчики лингводидактического аппарата. Участие магистрантов в проекте проходит в рамках изучения дисциплины «Междисциплинарные связи в высшей школе» (МДС) и производственной педагогической практики.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

43-55 124
Аннотация
Статья подготовлена по материалам международного сравнительного исследования - социологического опроса студентов региональных вузов из 37 городов Свердловской области РФ и 20 населённых пунктов Ширакской области в Республике Армения (выборка целевая, N=715). Авторы исследуют потенциал социального участия студентов из стран, имеющих общий политический бэкграунд постсоциализма и кардинальные отличия в культурно-историческом наследии городских пространств. Цель данной статьи: определить потенциал социального участия студентов региональных университетов России и Армении и субъективные факторы, обусловливающие их активность в развитии городов. В статье анализируется опыт волонтёрской деятельности, а также готовности студентов к разным видам конструктивного социального участия в развитии городов. Для выявления факторов, активизирующих социальное участие студентов, использован дискриминантный анализ. Построены дискриминантные модели, разделяющие студентов из разных стран на группы с высокой и низкой степенью готовности к социальному участию, а также группы с опытом волонтёрской деятельности и без него. Авторы доказывают, что для России и Армении характерна идентичная структура вовлечённости студенчества в волонтёрскую деятельность, но уровень готовности студенческой молодёжи к социальному участию в развитии городов в рассматриваемых странах отличается. Для армянских студентов не только готовность к социальному участию выше, но и сами практики больше связаны с активной социокультурной деятельностью в городском пространстве. Два фактора, определяющих опыт реального участия в социокультурном развитии городов, характерны и для российских, и для армянских студентов. Реальный опыт волонтёрства приобретается с большей вероятностью теми студентами, которые обладают мотивацией к получению информации о культуре и истории своих городов, а также способностью видеть и идентифицировать значимые культурно-исторические объекты там, где они живут и учатся. В российском сценарии значимость города, необходимость его развития для студентов повышается, если они, будучи вооружены определёнными знаниями о его культуре и истории, считают, что город является интересным объектом (в том числе и туристическим) для продвижения. В Армении для студенчества знание культуры и истории места своего рождения является базовым фактором, формирующим их интерес к дальнейшему изучению своих городов, стремление сделать их лучше.
56-63 132
Аннотация

Анализируются проблемы реализации образовательного процесса в вузе с учётом интересов и потребностей работодателей выпускников в контексте перехода российского высшего образования к актуализированным образовательным стандартам, призванным учитывать требования действующих профессиональных стандартов. Выявляются причины возникновения ситуации, когда молодой специалист, ориентированный на конкретного работодателя, оказывается неспособным решать профессиональные задачи в условиях иных промышленных площадок и лабораторий. Показаны негативные последствия так называемой «углублённой профессионализации», проводимой вузом в интересах конкретного работодателя. Обсуждаются профилактические меры для исключения этих явлений в рамках взаимодействия «вуз – работодатель», учитывающие индивидуальные интересы обучающегося, который изначально является полноправным стейкхолдером образовательного процесса. Для этого предлагается использовать заимствованный из теории и практики маркетинга термин «кастомизация» выпускника вуза, под которым понимается его «настройка и доводка» под специфичные требования конкретного работодателя. Проводится критический анализ явления кастомизации в российском высшем образовании в историческом срезе, наглядно демонстрирующий актуальность комплексной кастомизации выпускника, в которой, наряду с вузом, должны принимать участие многие его партнёры, в число которых могут входить как предприятия и организации-работодатели, так и местные органы государственной власти, образовательные учреждения и отдельные элементы инновационной инфраструктуры региона. Даются конкретные рекомендации по выбору площадок федеральных или региональных ресурсных центров, центров компетенций, центров коллективного пользования и инжиниринговых центров, свободных от узконаправленного корпоративного влияния, а также времени начала комплексной кастомизации.

64-74 96
Аннотация

В статье анализируются современные подходы к изучению коррупции в системе высшего образования. Обсуждаются классификация коррупционных злоупотреблений, структура индикаторов коррупции в вузах, вопросы отношения к коррупции субъектов системы высшего образования и отражения злоупотреблений в СМИ. Описываются результаты выполненного авторами опроса студентов высокорейтинговых вузов (2013 и 2018 гг. выпуска, 1468 чел.). Представлены также результаты анализа сайтов семи вузов страны с целью сравнения внимания с их стороны к антикоррупционным мерам. Результаты опроса свидетельствует о позитивной динамике представлений студентов о коррупционных практиках, что, наряду с данными сайтов, свидетельствует о системной работе, которая ведётся в вузах на протяжении последних лет. Авторы отмечают необходимость большей информированности студентов и преподавателей вузов о коррупционности различных ситуаций, а также о создании в вузовской среде безопасного для заявителя механизма обратной связи о всевозможных случаях злоупотреблений.

75-79 135
Аннотация

Целью данной научной статьи является исследование динамики некоторых показателей рынка «платных» публикаций. Авторы исследуют публикации российских учёных, данные Google Trends по запросам, характеризующим динамику рынка, данные студенческих журналов, выпускаемых топ-площадками, предлагающими услуги по платным публикациям. Основным методом исследования является контент-анализ данных с использованием автоматизированных средств пакета MS Office и среды VBA. Авторы отмечают, что спрос и предложение на рынке «платных» публикаций формируются под воздействием государственной политики в области рейтингования вузов, стимулирования учёных и студентов. В исследуемых запросах за пять лет наблюдается положительная динамика. Рост популярности запроса «Публикация РИНЦ» составил 300% с 1 января 2017 г. Также авторы показывают положительную динамику в выбранных для анализа платных студенческих журналах. Авторы констатируют устойчивый рост рынка «платных» публикаций, отмечают, что ряд мер не работает или вовсе может негативно сказываться на развитии российской науки. Авторы обсуждают возможные варианты исправления сложившейся ситуации, соглашаясь с позицией одних учёных и возражая другим.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

80-88 324
Аннотация
В статье представлен опыт организации работы Центра академического письма «Импульс» Тюменского государственного университета с исследователями, которым необходимо подготовить научную статью на английском языке за короткий промежуток времени. В процессе работы над статьёй часто возникает писательский барьер – неудовлетворённость уже написанным, проявляющаяся в том, что автор останавливается на каком-то этапе. Например, некоторым трудно закончить статью, другие теряют запал к середине работы, главной же проблемой оказывается непонимание или незнание, с чего и как начать писать. Чтобы помочь учёным погрузиться в писательский процесс, Центр использует две стратегии. Первая стратегия – метод вмешательства – эффективно применяется в рамках курсов по академическому письму и включает различные подготовительные письменные упражнения и задания. Примерами таких упражнений служат свободное письмо (freewriting), петлевание (looping) и ассоциации слов (word association), при выполнении которых участники концентрируются на генерировании идей, что помогает уменьшить стресс, связанный с письмом на английском языке, и побороть страх белого листа. Вторая стратегия – индивидуальное вмешательство – применяется в рамках проекта «Drop in & Reboot your Writing». Участникам проекта предлагаются еженедельные индивидуальные консультации продолжительностью 30 минут, во время которых они работают над формированием или развитием определённого навыка академического письма в зависимости от своих потребностей. Количество встреч варьируется от 10 до 20 с учётом занятости участников. Индивидуальный подход к каждому участнику способствует лучшему пониманию причин писательского барьера и поиску эффективного решения. Применение данных стратегий помогает выработке позитивного отношения исследователей к процессу академического письма, способствует осознанию принципов написания научного текста и преодолению писательского барьера.
89-103 83
Аннотация

Написание научного текста на английском языке молодым учёным, только начинающим свою публикационную деятельность, сопровождается определёнными трудностями, связанными с переводом стилистически ярко окрашенных предложений с русского языка. Изучение особенностей любого стиля невозможно без анализа образцов дискурса, что актуализирует использование компьютерной лингвистики, поскольку она позволяет автоматизировать многие механизмы обработки языковых и текстовых материалов и производит достаточно точные количественные данные. Данное исследование рассматривает применение программ AntConc и Coh-Metrix для проведения сравнительного анализа аннотаций магистрантов к научным статьям, написанным для дальнейшей публикации в международных журналах (ученический корпус), и аннотаций к научным статьям исследователей из разных стран мира, уже опубликованным в высокорейтинговых англоязычных журналах (контрольный корпус). Анализ корпусов в упомянутых ресурсах позволил выявить несовершенства и достоинства студенческих аннотаций, охарактеризовать их на уровне лексики, синтаксиса и дискурса, а также обозначить перспективы использования указанных программ в обучении навыкам академического письма.

УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН

105-113 80
Аннотация

Сетевое взаимодействие российских вузов рассматривается как инструмент решения стратегических задач развития макрорегионов. В статье кратко представлены основные формы организации и методы управления сетевым взаимодействием, его преимущества перед традиционными видами совместной деятельности вузов. На основе четырёхлетней работы в рамках Ассоциации «Национальный арктический научно-образовательный консорциум» (НАНОК) авторы анализируют опыт сотрудничества университетов в сфере подготовки кадров и проведения научных исследований в интересах развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Рассмотрены четыре ключевых направления деятельности Ассоциации: 1) экспертно-аналитическое сопровождение подготовки кадров и проведения научных исследований в интересах АЗРФ; 2) образовательные программы и проекты арктической направленности; 3) поддержка и стимулирование проведения научных исследований по арктической тематике среди студентов; 4) создание единого информационного пространства. По каждому из указанных направлений показаны значимые результаты их реализации, к числу которых относятся: проведение мониторинга состояния подготовки кадров с высшим образованием и разработка профессиональных стандартов для работы в Арктической зоне РФ, разработка образовательных продуктов, в том числе сетевых программ и массовых открытых онлайн-курсов по арктической тематике, участие в международных проектах, организация и проведение Всероссийского конкурса студенческих работ, а также создание общего информационного пространства и аккумулирование информации, связанной с подготовкой кадров и проведением исследований по арктической тематике. На основе анализа лучших практик работы Ассоциации «НАНОК» и трудностей, возникающих в процессе реализации модели сетевого взаимодействия, авторами сформулированы практические рекомендации по развитию и укреплению межрегионального научно-образовательного сотрудничества в части планирования и создания дополнительных каналов коммуникации.

114-124 95
Аннотация
В статье отстаивается мысль о том, что инфографика как наука о свёртывании массивных объёмов знаний в лаконичные эмерджентные визуализации, т.е. методология, по большому счёту работающая с перекодированным знанием, способна на цифровом этапе собственной эволюции интегрировать самые разные области знания за счёт преимуществ, которые предоставляет графический язык на фоне других способов выражения и формализации знаний. В контексте университетской среды инфографика даёт возможность наглядного оперирования обширными объёмами знаний, поиска новых междисциплинарных точек-нексусов и эвристических пересечений в сетевой структуре вузовской науки. Попутно решаются проблемы изобретательских задач, пропаганды научного знания посредством цифровых инфографических визуализаций в сети Интернет, внутри- и межуниверситетского взаимодействия. Статья развивает идею о социально-эпистемологических и междисциплинарных потенциалах феномена инфографики для устойчивого роста конкурентных преимуществ российской системы образования. Анализируется мировой и отечественный опыт становления и функционирования инфографики в науке, системе образования, бизнесе, управлении, а также рассматривается новый для отечественного университетского образования проект создания центра визуализации знаний на примере конкретного вуза. Размышления авторов сопровождаются примерами успешных международных проектов визуализации данных. Определённое внимание уделено проблеме создания целостного междисциплинарного каталога инфографики, слиянию возможностей цифровой библиотеки вуза как источника баз данных и потенциалов центра визуализации как инструмента визуализации этих данных. Анализируется возможность возникновения процедуры инфографической экспертизы как новой методики анализа и совершенствования различных программных документов, программ социального развития, бизнес-проектов, диссертационных работ. Обосновывается необходимость формирования инфографических компетенций акторов инноваций в образовании, бизнесе и госуправлении.
125-134 65
Аннотация

Российские университеты находятся в поиске наиболее эффективных подходов к решению задач повышения конкурентоспособности на международном уровне. В статье рассматривается международная проектная деятельность как наиболее эффективный инструмент интернационализации университета. Международные гранты и проекты обеспечивают ресурсную поддержку выполнения миссии университета посредством привлечения интеллектуальных ресурсов международных партнёров и дополнительных внебюджетных средств. Обладая такими характеристиками, как прагматичность и ограниченность по срокам, а также аккумулируя в себе различные виды и формы международной активности, проекты позволяют решать задачи в комплексе и достигать множественных эффектов, тем самым внося существенный вклад в развитие актуальных научных исследований, создание исследовательских сетей учёных и усиление их публикационной деятельности, расширение международной партнёрской базы, повышение конкурентоспособности образовательных программ, развитие кадрового потенциала и академической мобильности сотрудников и студентов, совершенствование вузовской инфраструктуры. Авторами статьи описана управленческая модель организации международной грантовой деятельности Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, рассмотрены особенности реализации проектов в межкультурном пространстве, в том числе в рамках трансграничного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, обозначены необходимые компетенции участников процесса для успешного выполнения проектов, даны примеры международных проектов САФУ, направленные на решение общих вызовов в Арктическом регионе. Авторами сделан анализ эффективности предложенной модели, в том числе с использованием результатов социологического опроса участников проектной деятельности университета.

135-143 72
Аннотация
В условиях роботизации и цифровизации деятельности журналистам необходимо оберегать и развивать свои профессиональные компетенции, которые позволяют выполнять задачи сложной индивидуально- и коллективно-творческой деятельности – авторской и редакторской. Современный журналист прежде всего автор, создатель смыслов и ценностей, и только потом ретранслятор информации. Изменения условий труда и профессии влияют на понимание себя в мире, специалисту приходится заново обретать образ Я в профессии и образ самой профессии, что составляет ядро профессиональной идентичности. Современные вузы ищут инновационные модели подготовки журналистов. Одной из них считается так называемое либеральное образование. В российских вузах журналистское образование по этой системе организовано в РАНХиГС, Новосибирском государственном университете, ТюмГУ, САФУ им. М.В. Ломоносова. В статье отмечается дефицит исследований, посвящённых теме эффективности либерального образования в контексте формирования профессиональной идентичности. В статье обсуждаются результаты использования методик из системы либерального образования для формирования профессиональной идентичности в вузе у обучающихся по направлению 42.03.02 «Журналистика» в ходе освоения дисциплин «Введение в мировую журналистику», «История зарубежной журналистики», «История зарубежной журналистики: XX век» и «International Journalism». Аналитическое письмо, углублённое, медленное чтение и совместная работа над медиапроектами способствуют формированию профессиональной идентичности будущих журналистов, готовых работать в новых условиях цифрового общества. Автор анализирует собственный опыт работы в аудитории с применением данных методик. В качестве основного исследовательского метода используется контент-анализ продуктов студенческой деятельности.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

144-155 129
Аннотация
Цель статьи состоит в актуализации проблемы ценностно-смыслового наполнения профессиональной деятельности преподавателей вузов. Авторы представляют и обосновывают методику выявления соотношения параметров личностной значимости для преподавателей различных аспектов (компонентов) их профессиональной деятельности и временной затратности на их осуществление. Методика построена на их попарном сравнении. Основываясь на результатах собственной работы, а также на данных других исследований, авторы выявляют три наиболее затратных по времени компонента: подготовка и проведение учебных занятий; работа над научной продукцией; работа с документами. Подтверждено, что в деятельности вузовских педагогов доминирует учебная работа и подготовка различных планов, программ, отчётов и пр. Соотношение временных затрат с личностной значимостью показывает, что расхождение между этими параметрами наименьшее в компоненте «подготовка и проведение учебных занятий» и наибольшее – в компоненте «работа с документами». При этом временная затратность на первый компонент компенсируется пониманием его важности. Что касается работы с документами, то здесь такой компенсации нет, что превращает его в потенциальный источник внутренних смысловых напряжений и конфликтов. Компонент «работа над научной продукцией» оказывается достаточно противоречивым: субъективно временные затраты на него представляются достаточно большими при недостаточно высокой значимости. Это согласуется с данными других исследований, свидетельствующими, что данный аспект деятельности часто превращается во внешне формально мотивированный, но не связанный с реальными серьёзными научными изысканиями. В предлагаемой статье ситуация, эмпирически опознаваемая многими авторами, получает принципиально новую интерпретацию, когда временному параметру придаётся статус ценности. Именно в таком – ценностном – контексте предлагается осмысливать временную затратность различных аспектов деятельности преподавателей вузов.
156-167 141
Аннотация

В статье рассматривается проблема перехода вузовского образования к современной форме организации учебного процесса под названием «смешанное обучение».

Целью работы является рассмотрение процесса трансформации методического мышления преподавателей как необходимого условия создания и совершенствования новой образовательной среды для студентов. В работе описаны существующие в настоящее время возможности реализации образовательного процесса, в котором студент выступает вкачестве субъекта, создающего индивидуальную траекторию своего образования. Авторы рассмотрели пути изменения методического мышления преподавателей вузов, ориентированного на продуктивное смешанное обучение в вузе. На основе анализа результатов пилотного исследования и недостатков традиционной модели образования авторы констатируют, что не только традиционные, но и так называемые инновационные технологии обучения не смогли преодолеть разрыв между целями и результатами обучения. В качестве причины этого рассматривается недостаточное внимание к вопросам изменения методического мышления преподавателей. В статье представлена модель методического мышления в образовательной практике вуза в России и за рубежом, предложена собственная модель. На примере преподавания иностранного языка в техническом вузе обоснована роль преподавателя-модератора. Студент становится членом академического профессионального сообщества, включаясь в реализацию языкового проекта. На основе полученных эмпирических и статистических данных сделан вывод о продуктивности смешанного обучения, позволяющего переводить иностранный язык из категории общеобразовательного предмета в средство обучения профессии.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)