Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Социальное участие студенчества России и Армении в социокультурном развитии городов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-43-55

Аннотация

Статья подготовлена по материалам международного сравнительного исследования - социологического опроса студентов региональных вузов из 37 городов Свердловской области РФ и 20 населённых пунктов Ширакской области в Республике Армения (выборка целевая, N=715). Авторы исследуют потенциал социального участия студентов из стран, имеющих общий политический бэкграунд постсоциализма и кардинальные отличия в культурно-историческом наследии городских пространств. Цель данной статьи: определить потенциал социального участия студентов региональных университетов России и Армении и субъективные факторы, обусловливающие их активность в развитии городов. В статье анализируется опыт волонтёрской деятельности, а также готовности студентов к разным видам конструктивного социального участия в развитии городов. Для выявления факторов, активизирующих социальное участие студентов, использован дискриминантный анализ. Построены дискриминантные модели, разделяющие студентов из разных стран на группы с высокой и низкой степенью готовности к социальному участию, а также группы с опытом волонтёрской деятельности и без него. Авторы доказывают, что для России и Армении характерна идентичная структура вовлечённости студенчества в волонтёрскую деятельность, но уровень готовности студенческой молодёжи к социальному участию в развитии городов в рассматриваемых странах отличается. Для армянских студентов не только готовность к социальному участию выше, но и сами практики больше связаны с активной социокультурной деятельностью в городском пространстве. Два фактора, определяющих опыт реального участия в социокультурном развитии городов, характерны и для российских, и для армянских студентов. Реальный опыт волонтёрства приобретается с большей вероятностью теми студентами, которые обладают мотивацией к получению информации о культуре и истории своих городов, а также способностью видеть и идентифицировать значимые культурно-исторические объекты там, где они живут и учатся. В российском сценарии значимость города, необходимость его развития для студентов повышается, если они, будучи вооружены определёнными знаниями о его культуре и истории, считают, что город является интересным объектом (в том числе и туристическим) для продвижения. В Армении для студенчества знание культуры и истории места своего рождения является базовым фактором, формирующим их интерес к дальнейшему изучению своих городов, стремление сделать их лучше.

Об авторах

М. В. Певная
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Певная Мария Владимировна - д-р социол. наук, проф., зав. кафедрой

Адрес: 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



Е. А. Шуклина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Шуклина Елена Анатольевна - д-р социол. наук, проф.

Адрес: 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



А. Н. Тарасова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Тарасова Анна Николаевна - канд. социол. наук, доцент

Адрес: 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



Л. А. Асоян
Ширакский государственный университет; Национальная академия наук Республики Армения
Россия

Асоян Лилит Антоновна - канд. истор. наук, доцент

Адрес: 0019, г. Ереван, проспект Маршала Баграмяна, 24



Список литературы

1. Paolini G., Horváth A., Motiejūnaitė А. Situation of young people in the European Union Commission. SWD 169 of 22.5.2018. Brussels, EС, 2018. 163 p.

2. Тхагапсоев Х.Г., Сапунов М.Б. Российская образовательная реальность и её превращённые формы // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 87–97.

3. Hurrelmann K., Weichert M. (Eds.) Lost in democratic transition? Political challenges and perspectives for young people in South East Europe. Results of representative surveys in eight countries. Sarajevo: Friedrich Ebert Stiftung Regional Dialogue SEE, 2015. 146 p.

4. Schild, H., Connolly, N., Labadie, F., Vanhee, J., Williamson, H. (Eds.) Thinking seriously about youth work and how to prepare people to do it. Council of Europe publishing, Youth Knowledge 20, 2017. 446 p.

5. Helve H., Wallace C. Youth, Citizenship and Empowerment. London: Routledge, 2018. 346 p.

6. Smith D.H., Stebbins R.A., Dover M.A. A Dictionary of Nonprofit Terms and Concepts. Bloomington: Indiana University Press, 2006. 360 p.

7. Никовская Л.И., Скалабан И.А. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития // Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 43–60. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.06.04

8. Checkoway B., Aldana А. Four Forms of Youth Civic Engagement for Diverse Democracy // Children and Youth Services Review. 2013. Vol. 35. P. 1894–1899.

9. Бродовская Е. В., Хуанг Т. Цифровое поколение: гражданская мобилизация и политический протест российской молодёжи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5 (153). С. 3–18. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.01

10. Bachen C., Raphael C., Lynn K.M., McKee K., Philippi J. Civic Engagement, Pedagogy, and Information Technology on Web Sites for Youth // Political Communication. 2008. Vol. 25(3). P. 290–310. DOI: 10.1080/10584600802197525

11. Мазниченко М.А., Папазян Г.С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 103–113.

12. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Волонтёрские организации как среда профессиональных проб студентов вузов // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 212–217.

13. Певная М.В. Студенческое волонтёрство в России: особенности деятельности и мотивации волонтёров // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 81–88.

14. Brennan M.A., Barnett R.V. Bridging Community and Youth Development: Exploring Theory, Research, and Application // Community Development. 2009. Vol. 40. P. 305–310. DOI: 10.1080/15575330903279515

15. Ашутова Т.В., Желнина З.Ю. Стратегический проект «Креативный город – территория развития» как модель взаимодействия опорного университета и региона // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 116–126. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-116-126

16. Adler R.P., Goggin J. What Do We Mean By “Civic Engagement”? // Journal of Transformative Education. 2005. Vol. 3. No. 3. P. 236–253. DOI: 10.1177/1541344605276792

17. Rubin B. There’s still not justice: Youth civic identity development amid distinct school and community contexts // Teachers College Record. 2007. Vol. 109(2). P. 449–481.

18. Sinkiene J., Gaule E., Bruneckiene J., Zaleckis K., Bryer T.A., Ramanauskas E. Interdisciplinary Perspectives on the Study of Vital Urban Communities // Public policy and administration. 2017. Vol. 16. No. 1. P. 9–23. DOI: 10.5755/j01.ppaa.16.1.18010

19. Савельев Ю.Б. Основные типы участия в общественной жизни европейских стран // Социологические исследования. 2013. № 12. С. 64–71.


Рецензия

Просмотров: 648


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)