Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Кастомизация выпускника вуза: иллюзия или требование времени?

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-56-63

Аннотация

Анализируются проблемы реализации образовательного процесса в вузе с учётом интересов и потребностей работодателей выпускников в контексте перехода российского высшего образования к актуализированным образовательным стандартам, призванным учитывать требования действующих профессиональных стандартов. Выявляются причины возникновения ситуации, когда молодой специалист, ориентированный на конкретного работодателя, оказывается неспособным решать профессиональные задачи в условиях иных промышленных площадок и лабораторий. Показаны негативные последствия так называемой «углублённой профессионализации», проводимой вузом в интересах конкретного работодателя. Обсуждаются профилактические меры для исключения этих явлений в рамках взаимодействия «вуз – работодатель», учитывающие индивидуальные интересы обучающегося, который изначально является полноправным стейкхолдером образовательного процесса. Для этого предлагается использовать заимствованный из теории и практики маркетинга термин «кастомизация» выпускника вуза, под которым понимается его «настройка и доводка» под специфичные требования конкретного работодателя. Проводится критический анализ явления кастомизации в российском высшем образовании в историческом срезе, наглядно демонстрирующий актуальность комплексной кастомизации выпускника, в которой, наряду с вузом, должны принимать участие многие его партнёры, в число которых могут входить как предприятия и организации-работодатели, так и местные органы государственной власти, образовательные учреждения и отдельные элементы инновационной инфраструктуры региона. Даются конкретные рекомендации по выбору площадок федеральных или региональных ресурсных центров, центров компетенций, центров коллективного пользования и инжиниринговых центров, свободных от узконаправленного корпоративного влияния, а также времени начала комплексной кастомизации.

Об авторах

И. О. Леушин
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Россия

Леушин Игорь Олегович - д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, зам. генерального директорапо инновационным технологиям АО ННИИММ «Прометей»

Адрес: 603950, Нижний Новгород, ул. Минина, 24



И. В. Леушина
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Россия

Леушина Ирина Владимировна - д-р пед. наук, доцент, проф.

Адрес: 603950, Нижний Новгород, ул. Минина, 24



Список литературы

1. Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 38–47.

2. Черницов А.Е., Марутина М.В. Взаимодействие вуза и предприятий-работодателей по подготовке квалифицированных кадров // Вопросы науки и образования. 2017. № 6 (7). С. 54–57.

3. Марутина М.В. Исследование системы взаимодействия вуза и предприятий работодателей в качественной подготовке квалифицированных кадров // Теория и практика современной науки. 2017. № 5(23). С. 1206–1210.

4. Леушин И.О., Леушина И.В. Организация практической подготовки поликомпетентного выпускника технического вуза // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 93–98.

5. Данько Т.П. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М, 2001. 334 с.

6. Вапнярская О.И. Генезис и современные подходы к определению кастомизации // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 6 (53). С. 189–201.

7. Антоненко Н.А., Асаева Т.А., Тихонова О.В., Гречушкина Н.В. Кастомизированный подход к реализации образовательных программ при подготовке инженерных кадров // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 144– 156. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-144-156

8. Цуникова Т.Г., Чепурная Ю.В., Пугачева Е.В. Управление формированием профессиональной мобильности выпускников в техническом вузе // Педагогика. 2016. № 3. С. 74–77.

9. Тимощук Н.А., Мякинькова С.Н. Профессиональная мобильность в системе формирования конкурентоспособности специалиста технического профиля // Современные наукоёмкие технологии. 2018. № 11-2. С. 321–325.

10. Гёрлах И.В. Профессиональная мобильность как объективное явление современного рынка труда // Технолого-экономическое образование. 2015. № 3. С. 27–31.

11. Pop M., Oduneye S., Ghate S., Biswas L., Flor R., Crystal E., Wright G.A., Newbigging S., Sermesant M., Ayache N. Progress on customization of predictive MRI-based macroscopic models from experimental data // Lecture Notes in Computer Science. 2014. Vol. 8330. Р. 152–161.

12. Nussloch R.H., Preston J., Reichgelt H. Improving student success through personalization and customization // SIGITE 2014 – Proceedings of the 15th Annual Conference on Information Technology Education 15, Riding the Wave of Change in Information Technology. 2014. Р. 77–80.

13. Chen S., Wang Y., Tseng M.I. Mass Customization as a Collaborative Engineering Effort // International Journal of Collaborative Engineering. 2009. Vol. 1(2). Р. 152–167.

14. Чучалин А.И. Модернизация трёхуровневого инженерного образования на основе ФГОС 3 + + и CDIO + + // Высшее образование в Рос- сии. 2018. Т. 27. № 4. С. 22–32.

15. Юшко С.В., Галиханов М.Ф., Кондратьев В.В. Интегративная подготовка будущих инженеров к инновационной деятельности для постиндустриальной экономики // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 65–75.

16. Романов Е.В. Перспективы инновационного развития высшего образования в контексте реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 11. С. 5–16

17. Зимовина О.А. Педагогические технологии индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2014. Т. 3. № 2. С. 52–56. DOI: https://doi.org/10.12737/4659


Рецензия

Просмотров: 716


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)