Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Сетевое взаимодействие вузов в контексте развития российской Арктики

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-105-113

Аннотация

Сетевое взаимодействие российских вузов рассматривается как инструмент решения стратегических задач развития макрорегионов. В статье кратко представлены основные формы организации и методы управления сетевым взаимодействием, его преимущества перед традиционными видами совместной деятельности вузов. На основе четырёхлетней работы в рамках Ассоциации «Национальный арктический научно-образовательный консорциум» (НАНОК) авторы анализируют опыт сотрудничества университетов в сфере подготовки кадров и проведения научных исследований в интересах развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Рассмотрены четыре ключевых направления деятельности Ассоциации: 1) экспертно-аналитическое сопровождение подготовки кадров и проведения научных исследований в интересах АЗРФ; 2) образовательные программы и проекты арктической направленности; 3) поддержка и стимулирование проведения научных исследований по арктической тематике среди студентов; 4) создание единого информационного пространства. По каждому из указанных направлений показаны значимые результаты их реализации, к числу которых относятся: проведение мониторинга состояния подготовки кадров с высшим образованием и разработка профессиональных стандартов для работы в Арктической зоне РФ, разработка образовательных продуктов, в том числе сетевых программ и массовых открытых онлайн-курсов по арктической тематике, участие в международных проектах, организация и проведение Всероссийского конкурса студенческих работ, а также создание общего информационного пространства и аккумулирование информации, связанной с подготовкой кадров и проведением исследований по арктической тематике. На основе анализа лучших практик работы Ассоциации «НАНОК» и трудностей, возникающих в процессе реализации модели сетевого взаимодействия, авторами сформулированы практические рекомендации по развитию и укреплению межрегионального научно-образовательного сотрудничества в части планирования и создания дополнительных каналов коммуникации.

Об авторах

Е. В. Кудряшова
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Кудряшова Елена Владимировна - д-р филос. наук, проф., ректор.

 Адрес: 163000, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17



М. В. Ненашева
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова; Арктический центр стратегических исследований университета
Россия

Ненашева Марина Викторовна - канд. филос. наук, доцент

Адрес: 163000, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17



А. А. Сабуров
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова; Арктический центр стратегических исследований университета; Ассоциация «Национальный Арктический научно-образовательный консорциум»;
Россия

Сабуров Александр Алексеевич - канд. истор. наук, директор, ответственный секретарь

Адрес: 163000, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17

 



Список литературы

1. Жураковский В.М., Аржанова И.В., Воров А.Б. Оценка результатов стартового этапа формирования сети федеральных университетов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3 (19). С. 25–31.

2. Захаров А.А., Иващенко Н.П. Модели инновационного развития университетов России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3. С. 112–118.

3. Ваганова А.С. Роль вузов в региональном развитии // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2011. № 4. С. 29–33.

4. Михайлова Е.И., Саввинов В.М. Университет как институт развития региона // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 37–47.

5. Караваева А.В. Федеральные университеты - структурообразующий элемент в системе интеллектуального развития // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 39 (204). С. 62–68.

6. Зайков К.С., Сабуров А.А., Бугаенко О.Д. Подготовка кадров для российской Арктики и развитие сетевого взаимодействия: опыт Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова // Европейская зона российской Арктики: сценарии развития: материалы Всерос. науч. конф. Сыктывкар, 2017. С. 35–41.

7. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. «Третья миссия» в стратегиях развития арктических университетов // Арктика и Север. 2019. № 34. С. 20–43. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.34.20

8. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Сетевое взаимодействие вузов в системе высшего образования Уральского макрорегиона // Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 2. С. 446–456. DOI: 10.17059/2017-2-10

9. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.

10. Женина В.С. Сетевое взаимодействие педагогических вузов как условие обеспечения качества подготовки современного педагога // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. С. 53–58.

11. Сухристина А.С., Зиятдинова Ю.Н., Кочнев А.М. Сетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт КНИТУ // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 103–110.

12. Цхадая Н.Д. Роль УГТУ в организации и развитии сетевого взаимодействия в образовательном пространстве Республики Коми // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 105–111.

13. Асадуллин Р.М. Сетевое взаимодействие вузов: опыт региона // Педагогический журнал Башкортостана. № 2(57). 2015. С. 7–9.

14. Богданова О.Е. Образовательное партнёрство как стратегический ресурс устойчивого развития института образования: зарубежная теория и практика // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 87–93.

15. Петров В.Ю., Кузнецова Т.А., Матушкин Н.Н., Пахомов С.И. Проблемы развития межвузовской кооперации в сфере подготовки научных кадров // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 14–20.

16. Овсиенко Л.В. Сетевое взаимодействие в рамках социального партнёрства, реализуемого научно-образовательным кластером // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 55–59.


Рецензия

Просмотров: 621


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)