Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Формирование профессиональной идентичности в системе либерального образования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-135-143

Аннотация

В условиях роботизации и цифровизации деятельности журналистам необходимо оберегать и развивать свои профессиональные компетенции, которые позволяют выполнять задачи сложной индивидуально- и коллективно-творческой деятельности – авторской и редакторской. Современный журналист прежде всего автор, создатель смыслов и ценностей, и только потом ретранслятор информации. Изменения условий труда и профессии влияют на понимание себя в мире, специалисту приходится заново обретать образ Я в профессии и образ самой профессии, что составляет ядро профессиональной идентичности. Современные вузы ищут инновационные модели подготовки журналистов. Одной из них считается так называемое либеральное образование. В российских вузах журналистское образование по этой системе организовано в РАНХиГС, Новосибирском государственном университете, ТюмГУ, САФУ им. М.В. Ломоносова. В статье отмечается дефицит исследований, посвящённых теме эффективности либерального образования в контексте формирования профессиональной идентичности. В статье обсуждаются результаты использования методик из системы либерального образования для формирования профессиональной идентичности в вузе у обучающихся по направлению 42.03.02 «Журналистика» в ходе освоения дисциплин «Введение в мировую журналистику», «История зарубежной журналистики», «История зарубежной журналистики: XX век» и «International Journalism». Аналитическое письмо, углублённое, медленное чтение и совместная работа над медиапроектами способствуют формированию профессиональной идентичности будущих журналистов, готовых работать в новых условиях цифрового общества. Автор анализирует собственный опыт работы в аудитории с применением данных методик. В качестве основного исследовательского метода используется контент-анализ продуктов студенческой деятельности.

Об авторе

Н. С. Авдонина
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Авдонина Наталья Сергеевна - канд. полит. наук, доцент

Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17



Список литературы

1. Симкачёва М.В., Шакиров А.И. Профессиональное самоопределение журналистов эпохи медиаконвергенции // Учёные записки Казанского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2018. Т. 160. № 4. С. 917–924.

2. Аникина М.Е. Трансформирующиеся журналистские культуры в России: исследовательский подход // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2012. № 4. С. 7–21.

3. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 272 с.

4. Wiik J. Journalism in transition. Professional identity of Swedish journalists. Gothenburg: University of Gothenburg, 2010. 248 p.

5. Никишина В.Б., Петраш Е.А. Изменение структуры профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1. С. 42–48.

6. Сосновская А.М. Психология идентичности журналиста. М.: Юрайт, 2019. 179 с.

7. Авдонина Н.С., Смягликова Е.А. Профессиональная идентичность студентов-журналистов в контексте воспитательной деятельности // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 4. С. 691–703. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).691-703

8. Вторушин Н.А., Панькова Н.М. Творчество как условие существования современной образовательной модели // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11617

9. Куренной В.А. Философия либерального образования: принципы // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2020. № 1. С. 8–39. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-8-39

10. Свободные искусства и науки на современном этапе: опыт США и Европы в контексте российского образования. Сб. статей / Под ред. Дж. Беккера, Ф.В. Федчина. СПб: СПбГУ, 2014. 124 с.

11. Кудрин А.Л. Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 62–71. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-62-71

12. Humphreys D., Davenport A. What really matters in College // Liberal education. 2005. Summer/ Fall. P. 36–43.

13. Beyond liberal education: Essays in Honour of Paul H. Hirst. New York: Routledge, 2013. 224 p.

14. Nzou R. Debate: Liberal arts education URL: https://www.academia.edu/34865550/Debate_Liberal_Arts_Education

15. Barker C. Liberal arts education for a global society. New York: Carnegie Corporation of New York, 2000. 14 p. URL: https://www.carnegie.org/media/filer_public/cc/0a/cc0a99a0-d3e5-4059-b5a0-c7ad9eed6222/ccny_challenge_2000_liberal.pdf

16. Воробьева М.В., Кочухова Е.С. Зачем преподавателю философии методики из системы либерального образования. Случай регионального вуза // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 167–183. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-167-183

17. Авдонина Н.С. Самостоятельная работа студентов как инструмент развития компетенций студентов-журналистов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. T. 1. № 5 (43). С. 184–197.

18. Кузнецова С.В. Ведение читательского дневника (reading journal) как способ совершенствования письменной и устной иноязычной речи студентов // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 297. С. 45–46.


Рецензия

Просмотров: 515


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)