Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

О трансформации методического мышления преподавателей вузов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-156-167

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема перехода вузовского образования к современной форме организации учебного процесса под названием «смешанное обучение».

Целью работы является рассмотрение процесса трансформации методического мышления преподавателей как необходимого условия создания и совершенствования новой образовательной среды для студентов. В работе описаны существующие в настоящее время возможности реализации образовательного процесса, в котором студент выступает вкачестве субъекта, создающего индивидуальную траекторию своего образования. Авторы рассмотрели пути изменения методического мышления преподавателей вузов, ориентированного на продуктивное смешанное обучение в вузе. На основе анализа результатов пилотного исследования и недостатков традиционной модели образования авторы констатируют, что не только традиционные, но и так называемые инновационные технологии обучения не смогли преодолеть разрыв между целями и результатами обучения. В качестве причины этого рассматривается недостаточное внимание к вопросам изменения методического мышления преподавателей. В статье представлена модель методического мышления в образовательной практике вуза в России и за рубежом, предложена собственная модель. На примере преподавания иностранного языка в техническом вузе обоснована роль преподавателя-модератора. Студент становится членом академического профессионального сообщества, включаясь в реализацию языкового проекта. На основе полученных эмпирических и статистических данных сделан вывод о продуктивности смешанного обучения, позволяющего переводить иностранный язык из категории общеобразовательного предмета в средство обучения профессии.

Об авторах

О. А. Дёмина
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Дёмина Ольга Африкановна - канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой «Иностранные
языки»

Адрес: 630049, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191



И. А. Тепленёва
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Тепленёва Ирина Алексеевна - канд. психол. наук, доцент

Адрес: 630049, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191



Список литературы

1. Вербицкий А.А. Теория и технологии кон- текстного образования: учебное пособие. М.: МПГУ, 2017. 248 с.

2. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии и их применение: кейстехнологии // Colloquium-journal. Pedagogical sciences. 2019. № 2(26). С. 9–12.

3. Авдеева Ю.А., Устиновская А.А. Проблематика внедрения смешанного обучения в вузах // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 2 (30). С. 34–40.

4. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии. М.: Смысл, 2016. 528 с.

5. Тихонова Н.В. Технология «Перевёрнутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 74–78.

6. Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 5–19. DOI: 10.17759/pse.2018230301

7. Rudolph M. Flipped Classroom in der Universitaet – ein didaktisches Konzept. Skript zur Erlangung des akademischen Grades Master of Edukation (M.Ed.). Technische Universitaet Dresden, 2014. 55 s.

8. Bergmann J., Sams A. Flipped learning: gateway to student engagement. Moorabbin, Victoria: Hawker Brownlow, 2015. 169 p.

9. OECD. Students, Computers and Learning: Making the Connection. Paris: PISA; OECD Publishing, 2015. 204 p. DOI: 10.1787/97892642 39555-en

10. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение в вузе: опыт и анализ внедрения в ТПУ // Материалы II Всероссийского научно-методического семинара «Профессиональная подготовка студентов технического вуза на иностранном языке: методическая готовность преподавателей». Томск: Институт электронного обучения ТПУ, 2015. URL:http://portal.tpu.ru/science/seminar/seminarmtfl/Presentations_2/Dorofeeva.pdf

11. Антонова Н.Л., Меренков А.В. Модель «перевёрнутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 2. С. 237–247. DOI:10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247

12. Hoidn S. Blended Learning als Innovation in der Erstausbildung – Vision oder Illusion? 2005. 13 S. URL: https://www.researchgate.net/publication/36383090_Blended_Learning_als_Innovation_in_der_Erstausbildung_-_Vision_oder_Illusion

13. Umansky I.M., Valentino R.A., Reardon S.F. The Promise of Bilingual and Dual Immersion Education. CEPA. Working Paper. 2015. № 15-11, 20 p. URL: https://cepa.stanford.edu/sites/default/files/wp15-11v201510.pdf

14. Learning and teaching paper #1. 2017. Thematic peer groups. Report. EUA’s learning and teaching initiative. Nov. 2017. 32 p. URL: https://eua.eu/downloads/publications/euas%20learning%20and%20teaching%20initiative%20-%20report%20from%20the%20thematic%20peer%20groups%20in%202017.pdf


Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)