Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Лидерство и управление в научно-технологической сфере: модель компетенций

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-26-38

Аннотация

В статье даётся научно-методологическое обоснование и описание модели компетенций современного лидера и управленца в научно-технологической сфере, разработанной авторами по инициативе Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию в рамках конкурса управленцев «Лидеры России» (специализация «Наука», сезон 2019–2020 гг.). Модель компетенций направлена на повышение эффективности решения задач научно-технологического развития России за счёт восполнения дефицита кадров, готовых не только проводить исследования на мировом уровне, но и брать на себя ответственность за формулирование приоритетов научно-технического развития в интересах России, а также за их реализацию. Разработанная и апробированная авторами модель, нацеленная на развитие лидерского и управленческого потенциала российской науки, является первой в своём роде системой компетенций.

Об авторах

О. В. Воробьева
Институт всеобщей истории РАН, Российский государственный гуманитарный университет
Россия
Воробьева Ольга Владимировна – канд. ист. наук, доцент, ведущий научный сотрудник


Е. М. Иванникова
Московский политехнический университет
Россия
Иванникова Елена Михайловна – канд. техн. наук, доцент


В. В. Маландин
Московский педагогический государственный университет
Россия
Маландин Владимир Владимирович – канд. ист. наук, доцент, директор Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров


Д. С. Секиринский
Институт всеобщей истории РАН
Россия
Секиринский Денис Сергеевич – канд. ист. наук


Е. В. Караваева
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия
Караваева Евгения Владимировна – канд. физ.-мат. наук, зам. проректора, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России


А. И. Сулейманова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия
Сулейманова Алина Ильдаровна – аспирант факультета глобальных процессов, ответственный секретарь Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию


И. Г. Телешова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия
Телешова Ирина Георгиевна – канд. экон. наук, доцент, зам. декана экономического факультета


Список литературы

1. Наука: испытание эффективностью / П.А. Биргер, И.С. Дмитриев, В.А. Куприянов, Л.В.Шиповалова. СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2016. 212 с.

2. Труфанова Е.О., Яковлева А.Ф. Социальные роли учёного: от “эскаписта” до “менеджера” // Вопросы философии. 2015. № 3. C. 72–82.

3. Шиповалова Л.В. Маргинальность и лидерство в науке // Социология науки и технологий. 2018. Т. 9. № 4. С. 39–51. DOI: 10.24411/2079-0910-2018-10019

4. Коммуникация в современной науке / Под ред. Э.М. Мирского, В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1976. 440 с.

5. Michela B. Habits and the Social Phenomenon of Leadership // Philosophy of management. 2018. Vol. 17. Issue 2. P. 243–256.

6. Zaccaro S.J., Kemp C., Bader P. Leader traits and attributes // The nature of leadership / Ed. by J. Antonakis, A. Ciancola, R. Sternberg. Thousand Oaks, CA: Sage, 2004. P. 101–124.

7. Чемерис В. Смена парадигмы: лидерство против научного менеджмента // Executive. ru. 05.09.2012. URL: https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1721278-smenaparadigmy-liderstvo-protiv-nauchnogomenedzhmenta

8. Davis H., Jones S. The Work of Leadership in Higher Education Management // Journal of Higher Education Policy and Management. 2014. Vol. 36(4). Р. 367–370.

9. Macfarlane B. Challenging Leaderism // Higher Education Research and Development. 2014. Vol. 33(1). Р. 1–4. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2014.864590

10. Караваева Е.В., Воробьева О.В., Тышкевич В.П. О разработке модели формирования исследовательских компетенций выпускников программ высшего образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 2. С. 33–47.

11. Шиповалова Л.В. Научная коммуникация и образование будущего учёного. К вопросу о преподавании истории и философии науки в вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 115–127. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-115-127

12. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования / Отв. ред. Е.В. Караваева. М.: Геоинфо, 2018. 240 с. URL: http://acur.msu.ru/docs/pgrant/final/5_1_Monograph.pdf

13. Дюментон Г.Г. Научное лидерство: критерии, динамика, ранняя диагностика // Науковедение. 1999. № 4. С. 89–107.

14. Дюментон Г.Г. Диагностика и оценка научного лидерства в сетях личных коммуникаций // Проблемы деятельности учёного и научных коллективов. М.; Л.: 1990. Ч. 1. С. 158–160.

15. Дежина И.Г. Состояние науки и инноваций // Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы (Вып. 39). М.: Ин-т Гайдара, 2018. С. 478–502.

16. Мартенс О.К. Особенности формирования и проявления лидерства в научных и образовательных организациях современной России // Вестник ТвГУ. Серия “Философия”. 2018. № 2. С. 54–62.

17. Артюхин М.И., Куприятнов В.А., Душина С.А. Научное лидерство и его социальные импликации // Проблемы деятельности учёного и научных коллективов: Международный ежегодник. 2018. Вып. 4(34). СПб.: Политехника-сервис, 2018. С. 88–104.

18. Душина С.А. Камнева А.В., Куприянов В.А., Шиповалова Л.В. Научное лидерство в контексте академического капитализма (Российская перспектива) // Социология науки и технологий. 2019. T. 10. № 4. С. 50–76. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-14004

19. Blackmore P. Leading Academic Talent to a Successful Future: An International Perspective. London: Leadership Foundation for Higher Education, 2014. 25 p.

20. Evans L. Leadership for Researcher Development: What Research Leaders Need to Know and Understand // Educational Management Administration & Leadership. 2012. № 40(4). Р. 423–435.

21. Oc B. Contextual leadership: A systematic review of how contextual factors shape leadership and its outcomes // The Leadership Quarterly. 2018. Vol. 29. Issue 1. P. 218–235.

22. Offermann L.R., Coats M.R. Implicit theories of leadership: Stability and change over two decades // The Leadership Quarterly 2018. Vol. 29. Issue 4. P. 513–522

23. The Vitae Career Framework for Researcher Developers. URL: https://www.vitae.ac.uk/researchers-professional-development/practical-resources-for-researcher-developers-1/thevitae-career-framework-for-researcher-developers-cfrd

24. Bolden R., Jones, S., Davis, H. Developing and Sustaining Shared Leadership in Higher Education. London: Leadership Foundation for Higher Education, 2015. 52 p.

25. Towards a European Framework for Research Careers. URL: https://circabc.europa.eu/sd/a/d1ae7fdd-e80f-4b54-973b-dcea380132e4/ED20120315-WG3-Point%203-Framework%20Research%20Careers-short.pdf


Рецензия

Просмотров: 779


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)