Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 29, № 8-9 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31992/92/0869-3617-2020-29-8-9

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9-25 740
Аннотация
В статье изложены результаты исследования деятельности опорных университетов, обеспечивающих содействие социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, в том числе за счёт создания центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Исследование охватывает период времени с 2015 по 2018 гг. Проведён анализ основных направлений деятельности опорных университетов: образовательной, научно-исследовательской, интеграции с регионами и высокотехнологическими отраслями, международной. Рассмотрены существенные аспекты финансово-экономической и кадровой политики опорных университетов. Анализ проводился по 41 количественному и 11 качественным показателям, из которых восемь показателей были признаны приоритетными. В качестве исходных данных использованы статистические формы отчётности 1-Мониторинг, данные рейтинговых агентств и др. Осуществлено исследование эффективности деятельности опорных университетов. Выявлены и проанализированы проблемы и позитивные тенденции в развитии опорных университетов.
26-38 787
Аннотация
В статье даётся научно-методологическое обоснование и описание модели компетенций современного лидера и управленца в научно-технологической сфере, разработанной авторами по инициативе Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию в рамках конкурса управленцев «Лидеры России» (специализация «Наука», сезон 2019–2020 гг.). Модель компетенций направлена на повышение эффективности решения задач научно-технологического развития России за счёт восполнения дефицита кадров, готовых не только проводить исследования на мировом уровне, но и брать на себя ответственность за формулирование приоритетов научно-технического развития в интересах России, а также за их реализацию. Разработанная и апробированная авторами модель, нацеленная на развитие лидерского и управленческого потенциала российской науки, является первой в своём роде системой компетенций.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

39-54 1194
Аннотация
В статье анализируются причины, по которым Россия заимствует зарубежные нормы в сфере высшего образования; рассматривается, как и почему изоморфизм, транснациональные сети и глобальный рынок образования привели к необходимости интеграции страны в мировое университетское пространство. Авторы исследуют, каким образом Россия осуществляет перенос и внедрение международных образовательных норм, с одной стороны, интегрируясь в Болонский процесс и запуская такие проекты, как “5-100”, чтобы повысить конкурентоспособность своих университетов на мировой арене, а с другой – сохраняя обеспокоенность вопросами безопасности и национальной идентичности. Эти опасения приводят к тому, что правительство зачастую отдаёт приоритет соблюдению формальных критериев при сохранении в неизменности «идеологии» разработки образовательных программ, порождая опасную дихотомию между содержанием высшего образования и его структурным оформлением. Отмеченное несоответствие чревато не только неэффективной реализацией международной нормы, но и существенным провалом в функционировании системы высшего образования. Попытки использовать преимущества обоих «миров» оборачиваются противоположными результатами: режим форсированного «догоняющего» развития генерирует латентное сопротивление в профессиональной среде и снижает общее качество образования в тех университетах, в которых отсутствует институты, способные амортизировать шоки от «забегания» вперёд и поддерживать высокий темп перемен. Авторы очерчивают преимущества постепенной адаптации к международному опыту организации высшего образования и обосновывают необходимость приспособления международной нормы к местным условиям. Кроме того, анализируются выгоды от вовлечения в процессы адаптации норм транснациональных экспертно-профессиональных сетей.
55-70 597
Аннотация
Превращение российской аспирантуры в третью ступень высшего образования не привело к росту её эффективности. По количеству поступающих в аспирантуру и защищённых аспирантами диссертаций Россия практически вернулась на 25 лет назад, к уровню 1995 г., хотя роль научных исследований и разработок в развитии общества за это время объективно выросла. Контекстом реформирования аспирантуры выступает снижение интереса молодёжи к занятию наукой и падение престижа научной деятельности. В настоящее время аспирантура перестаёт выполнять свою основную функцию как социального института. Она не обеспечивает воспроизводство научно-исследовательских и научно-педагогических кадров в стране. Мотивы поступления в аспирантуру становятся далёкими от написания диссертации. Всё это обусловливает необходимость пересмотра путей и методов дальнейшего реформирования отечественной системы подготовки кадров высшей квалификации. Целью исследования выступает анализ негативных последствий реформы аспирантуры и разработка практических рекомендаций по их минимизации. Методы исследования: анализ статистических и социологических данных, материалов научной периодики, в том числе по подготовке аспирантов в других странах. Результаты исследования. Автор структурирует факторы, порождающие проблемную ситуацию, и формулирует три возможных сценария-альтернативы развития российской аспирантуры: «адресная поддержка», «западная модель», «одна аспирантура – две траектории». «Адресная поддержка» формулируется как нулевая альтернатива, западная модель – как радикальная. Сценарий «одна аспирантура – две траектории» рассматривается как приоритетный вектор решения проблемы в сложившихся условиях. Он предполагает, что в дополнение к научной вводится профессиональная степень. Аспирантура остаётся уровнем высшего образования, но разделяется на исследовательскую и педагогическую/преподавательскую. Соответственно, создаются два типа образовательных программ, ориентированных на разный набор компетенций и с разным конечным результатом. Данный сценарий рассматривается как временная мера, позволяющая не утратить аспирантуру как таковую образовательным организациям высшего образования, особенно реализующим программы социально-гуманитарного направления. Кроме того, это позволяет индивидуализировать образовательные траектории аспирантов и учитывать их возможности и склонности. В заключение представлены практические рекомендации, которые позволят реализовать данный сценарий.
71-84 1214
Аннотация
Рассмотрены вопросы трансформации образовательного пространства в современную эпоху тотальной цифровизации. Отмечена слабость теоретического фундамента электронного обучения в условиях массовой практики его внедрения и применения. Обсуждается правомерность применения традиционных теорий к электронному обучению в радикально изменившейся образовательной среде и необходимость разработки новой теории. Когнитивизм, конструктивизм, бихевиоризм и др. являются базой традиционной педагогической системы (классно-урочной в школе и лекционно-семинарской в вузах). Показано, что иную педагогическую систему представляет коннективизм – теоретическая конструкция Дж. Сименса, созданная как «теория цифровой эпохи». На основе коннективизма и для его изучения Дж. Сименс и С. Даунс создали первые массовые открытые онлайн-курсы cMOOC, – и теоретическая конструкция получила практическое воплощение. Обнаружена ещё одна, сходная с коннективистской, технология обучения, в основе которой также лежит отличная от традиционной педагогическая система. Это дало возможность придать «теории обучения цифровой эпохи» заметный «исторический объём». Корни современного коннективизма массовых открытых онлайн-курсов были обнаружены в России. Сто лет назад известный педагог А.Г. Ривин впервые реализовал идею коллективного взаимообучения. Этот метод, названный Ривиным «талгенизмом» (от слов «талант», «гений»), опирался на «диалогическое общение» в переменных парах и позволял достичь невероятных результатов в совместном обучении людей разного возраста и разного уровня подготовки. Прослежены исторические вехи развития метода коллективного взаимообучения в России. Обнаружены документальные свидетельства об экспериментах по созданию принципиально иной педагогической системы, существенно отличающейся от традиционной. Показано, что метод коллективного взаимного обучения (талгенизм) российского педагога А.Г. Ривина и технология современного коннективизма, реализованная в массовых открытых онлайн-курсах сМООC канадских исследователей Дж. Сименса и С. Даунса, имеют общие ключевые особенности. Установлено, что, несмотря на временной и географический разрыв (Россия, 1918 г. и Канада, 2008 г.), каждая из этих технологий делает возможным принципиально новый процесс обучения (ориентированный на потребности обучающегося), организация которого практически недостижима при традиционной классно-урочной или лекционно-семинарской системе. Обе технологии представлены как эффективные практические воплощения новой парадигмы образования, что позволяет внимательно и всесторонне изучить её элементы. Сделан вывод о предпосылках создания новой теории обучения, которая стала бы фундаментом альтернативной педагогики нового времени, отличной от традиционной, и смогла бы претендовать на статус общей теоретической базы не только дистанционного, электронного, но и аудиторного обучения.

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

85-94 495
Аннотация

Формирование в российских вузах инструментов стратегического управления, включающих механизмы рейтингования деятельности структурных подразделений, является важной задачей их инновационного развития.

В статье рассматриваются действующие в российских вузах модели рейтингования структурных подразделений. На основе анализа реальных практик определяются внутривузовские модели рейтингования учебных и научных подразделений. На примере одного из ведущих университетов характеризуется сложноструктурированная модель рейтингования. Выделяются общие характеристики, свойственные используемым отечественными вузами моделям рейтингования. В большей степени они концентрируются вокруг способов оценки деятельности подразделений организации, которые сложились в системе стратегического управления, а в качестве целевых ориентиров имеют достижение показателей Мониторинга эффективности вузов Минобрнауки, проекта «5-100» и международных рейтингов университетов.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

95-103 707
Аннотация
В статье предпринята попытка рассмотреть, как применяется концепция студентоцентрированного обучения в преподавании иностранного языка по техническим направлениям МГТУ им. Г.И. Носова. Во многих учебных заведениях по всему миру такая организация учебного процесса сейчас является скорее правилом, чем исключением. МГТУ им. Г.И. Носова следует современным образовательным тенденциям. Однако существует ряд трудностей, не дающих принципам студентоцентрированного подхода полностью реализовать себя. Эмпирическое исследование (анкетирование) было направлено на решение ряда задач: выяснить, в какой степени преподаватели и студенты осведомлены о концепции студентоцентрированного обучения; изучить возможности использования студентоцентрированного подхода на кафедре иностранных языков; выявить ограничения и трудности, которые мешают его реализации. Выводы могут быть учтены при ликвидации трудностей на пути внедрения студентоцентрированного подхода в преподавании иностранных языков и других дисциплин в вузе.
104-116 1666
Аннотация

В статье рассматривается проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) в современном российском вузе. Актуальность исследования обусловлена отсутствием эффективных моделей индивидуализации образовательного процесса в высшей школе. Целью данной работы является анализ проектного подхода как ключевого субъективного фактора внедрения индивидуальной образовательной траектории в структуру современного вуза. В качестве основы исследования выступает междисциплинарная методология, позволяющая на фундаментальном уровне интегрировать образовательные практики вуза в единый контекст. Подавляющее большинство современных педагогических работ посвящены либо проблематике индивидуализации высшего образования, либо вопросам внедрения проектной деятельности в вузе, без подробного анализа корреляции данных концептов современного образовательного дискурса.

В качестве результатов в статье представлены ключевые принципы проектного подхода к внедрению ИОТ (системность, командная работа, взаимодействие с внешней средой, цифровая трансформация процесса обучения, кадровое сопровождение проектной работы), а также перечень вопросов, требующих обсуждения со стороны научного сообщества, исследующего современные образовательные практики высшей школы России. Авторы подчёркивают, что проектный подход к внедрению ИОТ в высшей школе может рассматриваться как особая методика, основанная на компетентностном подходе к индивидуализации образования и ориентирующая на активную позицию обучающегося осознавать образовательные дефициты и делать индивидуальный выбор образовательного маршрута, видеть и осмыслять направления своего роста и саморазвития. Именно с помощью проектного подхода индивидуальная образовательная траектория обучающегося становится более осознанной и логичной, провоцирующей его образовательные запросы, детерминируя потребности в освоении тех или иных компетенций. Результаты исследования использованы авторами для разработки и реализации адаптивной модели построения ИОТ в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого.

117-126 922
Аннотация
В статье предлагается использовать данные учебной аналитики систем организации обучения (LMS) для создания алгоритмов оценки самостоятельной работы студентов. Разработка подобных алгоритмов актуальна в условиях ежегодно возрастающего числа дисциплин, реализуемых по технологии смешанного обучения. Самостоятельная работа при смешанном обучении может проводиться на онлайн-платформе LMS, а использование данных учебной аналитики даёт возможность максимально учитывать особенности взаимодействия студента с учебными материалами курса и выполнения заданий различного типа. Для оценки времени выполнения и качества самостоятельной работы студентов определяется совокупность критериев и показателей, выбирается численная метрика и предлагается методика, с помощью которой по совокупным значениям показателей можно оценить учебную деятельность каждого студента. Методика включает алгоритмы оценки успешности выполнения самостоятельной работы на основе эмпирических данных учебной аналитики. Разработанные алгоритмы позволяют интерпретировать данные о выполнении самостоятельной работы для оценки её успешности и скорректировать траекторию обучения студента. В статье приводятся результаты применения методики на примере дисциплины «Информационные технологии», размещённой в LMS BlackBoard и реализуемой по технологии смешанного обучения в Дальневосточном федеральном университете.

УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН

129-141 536
Аннотация

Статья имеет исследовательский характер и затрагивает проблемы качества образования в университете, в том числе с позиций предприятий-работодателей. Авторы утверждают, что механизм оценки качества образования должен быть реализован через активное участие профильных предприятий и организаций университета в образовательном процессе.

Представлены результаты исследования уровня удовлетворённости предприятий, выступающих ключевыми партнёрами Оренбургского государственного университета, качеством образования выпускников (2020 г.). Первый блок исследуемых вопросов подразумевал анализ степени участия организаций-работодателей в образовательном процессе и оценке уровня подготовки выпускников университета. Второй блок включал оценку кадровых потребностей и требований к выпускникам при приёме на работу, а также анализ перспектив развития форм сотрудничества предприятий-работодателей региона с университетом.

В заключении предлагается перечень рекомендаций по повышению эффективности внутренней независимой оценки качества образования с привлечением представителей работодателей. Ряд рекомендаций направлен на активизацию участия работодателей в вопросах совершенствования системы подготовки кадров для экономики региона.

142-154 927
Аннотация
Статья посвящена анализу опыта быстрого перехода университета в формат дистанционного обучения. Акцент сделан на внедрении инструментов развития образовательного взаимодействия преподавателей и студентов в целях подготовки студентов инженерных специальностей, обладающих компетенциями в области информационных и сквозных технологий. Проанализирован опыт использования Оренбургским государственным университетом цифровых сервисов сопровождения образовательного процесса, дан анализ комплексного восприятия студентами специфики новой образовательной практики, связанной с созданием «цифрового следа». Представленные данные показывают рост запроса студентов на гибкие индивидуальные образовательные траектории, на разнообразие форм обучения и на формирование новых компетенций в сфере цифровых навыков, креативности, способности к самообучению и управлению вниманием, созданию сообществ, рефлексивности. Утверждается, что цифровая компетентность выпускников инженерных направлений подготовки должна превышать существующую номенклатуру компетенций для того, чтобы работать на опережение ситуации. Уделено внимание развитию в формате дистанционного обучения базовых персональных навыков, способствующих формированию профессионального капитала будущего инженера.
155-167 641
Аннотация
Университетское образование переживает этап трансформации, что требует научного осмысления актуального и перспективного выбора путей его развития. Целью статьи является представление результатов деятельности научно-педагогической школы университета в области изучения трансформаций университетского образования (субъектность и компетентность), аксиосферы самоопределения личности современного студента, модели взаимодействий субъектов университетского образования, цифровой социализации личности в открытом образовательном пространстве. Методологическим основанием научно-педагогической школы является аксиология образовательной инноватики. Сделан вывод о развивающем влиянии научно-педагогической школы на процессы преобразования политехнического института в многопрофильный университет в условиях гуманитаризации инженерного образования. Раскрыты ресурсы научно-педагогической деятельности гуманитарного крыла университета: научно-исследовательская деятельность коллектива педагогических кафедр, реализация грантовых проектов и экспериментальных площадок различных уровней.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)