Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Рейтингование структурных подразделений вуза: модели и решения

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-85-94

Аннотация

Формирование в российских вузах инструментов стратегического управления, включающих механизмы рейтингования деятельности структурных подразделений, является важной задачей их инновационного развития.

В статье рассматриваются действующие в российских вузах модели рейтингования структурных подразделений. На основе анализа реальных практик определяются внутривузовские модели рейтингования учебных и научных подразделений. На примере одного из ведущих университетов характеризуется сложноструктурированная модель рейтингования. Выделяются общие характеристики, свойственные используемым отечественными вузами моделям рейтингования. В большей степени они концентрируются вокруг способов оценки деятельности подразделений организации, которые сложились в системе стратегического управления, а в качестве целевых ориентиров имеют достижение показателей Мониторинга эффективности вузов Минобрнауки, проекта «5-100» и международных рейтингов университетов.

Об авторе

Л. В. Константинова
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия
Константинова Лариса Владимировна – д-р социол. наук, проф. E-mail:


Список литературы

1. Jackson T. Key Performance Indicators for Schools & Education Management. URL: ttps://www.clearpointstrategy.com/key-performanceindicators-in-education/

2. Aida M., Watanabe S.P. Quantifying faculty productivity in Japan: Development and application of the Achievement-Motivated key performance indicator. CSHE Research & Occasional Paper Series. October. 2016. 9 p.

3. Васильев А.И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимодействия // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 37–41. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-37-43

4. Гришин В.И., Штыхно Д.А., Шубенкова Е.В. Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировой арене: проблемы и пути решения // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019. № 4. С. 85–95.

5. Овчинкин О.В., Пыхтин А.И., Остроцкая С.В., Тимошенко А.А. Система внутреннего мониторинга выполнения показателей эффективности деятельности вуза // Современные наукоёмкие технологии. 2019. № 4. С. 50–54.

6. Комаров В.В. Российские университеты в динамике международных рейтингов // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2013. № 15 (20). С. 9–13.

7. Тарасенко Ф.П. О применении рейтинговых оценок в управлении вузом // Проблемы управления в социальных системах. 2011. Т. 3. № 5. С. 81–96.

8. Балацкий Е.В. Институт эффективного контракта в науке: проблемы и решения // Управление наукой и наукометрия. 2017. № 3 (25). С. 35–60.

9. Жиляева И.А. Использование рейтинговой оценки кафедр как один из инновационных методов управления деятельностью вуза // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2013. № 4 (26). С. 142–149.

10. Козулин А.В., Ковалев М.М. Модели рейтинга университетов. URL: https://bsu.by/Cache/pdf/51213.pdf

11. Жак С.В., Кирой В.Н. О рейтинговой оценке научно-педагогических работников и научно-образовательных структурных подразделений вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 5. С. 66–71.

12. Беззубикова С.С., Ветрова А.А., Брумштейн Ю.М. Экспертная оценка рейтинга подразделений предприятия на примере вуза методом корреляционных плеяд // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2009. № 1. С. 100–103.

13. Иванищев Ю.Г., Шалобанов С.В., Каминский А.И. Анализ влияния весовых коэффициентов основных показателей для рейтинговой оценки деятельности подразделений вуза // Учёные записки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 1-1. С. 273–281. URL: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU_8_44.pdf

14. Ромашкова О.Н., Пономарева Л.А., Василюк И.П. Линейное ранжирование показателей оценки деятельности вуза // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14. № 1. С. 245–255. DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.14.201801.245-255

15. Архипова Е.Н., Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Автоматизация рейтинговой оценки деятельности учебного подразделения вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1 (77). С. 80–90.

16. Белоусов П.Г., Кулагин Н.М., Галевский Г.В., Баранова Л.Н., Фадеева Д.А. Определение рейтинга основных учебно-научных подразделений вуза: опыт, анализ, перспективы // Вестник горно-металлургической секции Российской академии естественных наук. Отделение металлургии: Сборник научных трудов. Вып. 11. Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет, 2002. С. 114–148.

17. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: Инфра-М, 2010.

18. Карпов А.Н., Оленик Ю.А. Система рейтингов как инструмент повышения эффективности деятельности подразделений предприятия // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2015. № 1-2. С. 308–318.

19. Масниченко А.В. Управление организацией на основе KPI // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». 2012. № 31. С. 121–123.

20. Черненький А.В. Принципы оценки и ранжирования структурных подразделений вуза // Научный журнал КубГАУ. 2016. № 116 (02). С. 1–13.


Рецензия

Просмотров: 473


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)