Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28

Аннотация

Концентрация бюджетных ресурсов в ведущих университетах страны актуализирует проблему воспроизводства корпуса научно-педагогических работников в региональных вузах, не входящих в число участников государственных программ поддержки академического развития. В статье на основе данных серии фокус-групповых интервью с руководителями аспирантур региональных университетов анализируются проблемы, возникающие при реализации действующей модели подготовки и аттестации аспирантов. Выделены четыре группы проблем, с которыми особенно часто сталкиваются региональные вузы:
1) жёсткость требований к структуре и содержанию образовательной программы,
2) несовершенство системы аттестации аспирантов, наличие разрывов между аттеста
ционными мероприятиями,
3) проблема «удержания» аспирантов после завершения образовательной программы,
4) проблемы сопряжения процессов подготовки диссертации и её защиты, особенно ярко выраженные при отсутствии в вузах диссертационных советов по соответствующим научным специальностям. Обсуждаются возможные пути преодоления выявленных проблем: предоставление университетам большей автономии в проектировании структуры и содержания образовательной составляющей аспирантских программ; синхронизация процедур проведения итоговой аттестации в аспирантуре и официального обсуждения диссертационных работ для их представления к защите; создание механизма сопровождения успешных выпускников аспирантуры на финальном этапе их подготовки к защите диссертации; развитие сетевых форм реализации аспирантских программ с ведущими вузами и научно-образовательными центрами страны.

Об авторах

Е. А. Терентьев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Терентьев Евгений Андреевич – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования

101000, г. Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10



Б. И. Бедный
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Бедный Борис Ильич – доктор физико-математических наук, профессор, директор Института аспирантуры и докторантуры 

603950, Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23, корп. 2



Список литературы

1. Van Der Haert M., Arias Ortiz E., Emplit P., Halloin V., Dehon C. Are dropout and degree completion in doctoral study significantly dependent on type of financial support and field of research? // Studies in Higher Education. 2014. No. 39 (10). P. 1885–1909. https://doi.org/10.1080/03075079.2013.806458

2. Hasgall A., Saenen B., Borrell-Damian L., Van Deynze F., Seeber M., Huisman J. (Doctoral Education in Europe Today: Approaches and Institutional Structures. European University Association (Council for Doctoral Education). University Gent. 2019. 35 p. URL: https://eua.eu/downloads/publications/online%20eua%20cde%20survey%2016.01.2019.pdf

3. Bao Y., Kehm B.M., Ma Y. From product to process. The reform of doctoral education in Europe and China // Studies in Higher Education. 2018. No. 43(3). P. 524–541. https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1182481

4. Skakni I. Doctoral studies as an initiatory trial: expected and taken-for-granted practices that impede PhD students’ progress // Teaching in Higher Education. 2018. Vol. 23. No. 8. P. 927– 944. DOI: 10.1080/13562517.2018.1449742

5. Maloshonok N., Terentev E. National barriers to the completion of doctoral programs at Russian universities // Higher Education. 2019. Vol. 77. No. 2. P. 195–211. https://doi.org/10.1007/s10734-018-0267-9

6. Van Rooij E., Fokkens-Bruinsma M., Jansen E. Factors that influence PhD candidates’ success: the importance of PhD project characteristics // Studies in Continuing Education. 2019. DOI: 10.1080/0158037X.2019.1652158

7. Nerad M. Governmental Innovation Policies, Globalization, and Change in Doctoral Education Worldwide: Are Doctoral Programs Converging? Trends and Tensions // Cardoso S., Tavares O., Sin C., Carvalho T. (Eds). Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. P. 43–84. https://doi.org/10.1007/978-3-030-38046-5_3

8. Ali A., Kohun F. Dealing with isolation feelings in IS doctoral programs // International Journal of Doctoral Studies. 2006. No. 1(1). P. 21–33. URL: http://ijds.org/Volume1/IJDSv1p021-033Ali13.pdf

9. Wollast R., Boudrenghien G., Van der Linden N., Galand B., Roland N., Devos C., Frenay M. Who Are the Doctoral Students Who Drop Out? Factors Associated with the Rate of Doctoral Degree Completion in Universities // International Journal of Higher Education. 2018. No. 7(4). P. 143–156. https://doi.org/10.5430/ijhe.v7n4p143

10. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9–20. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20

11. Груздев И.А., Терентьев Е.А. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов // Высшее образование в России. 2017. №. 7. С. 89–97.

12. Ходырева Е.А. Программы PhD в российских вузах: опыт и перспективы реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 10. С. 843–854. URL: http://e-koncept.ru/2018/181070.htm

13. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 9–24. https://doi.org/10.31992/08693617-2019-28-10-9-24

14. Маличенко И.П. Проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе и пути их решения // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 4. С. 1585–1599. http://doi.org/10.18334/vinec.9.4.41478

15. Нефедова А.И., Дьяченко Е.Л. Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов // Мир России: Социология, этнология. 2019. Т. 28. № 4. С. 92–111. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-92-111

16. Ablazhey A.M. What means to be a leader in modern science? The view of young scientists // Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication: Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA), Institute of Foreign Languages RUDN University, Moscow, 24-26 July 2019. Moscow: RUDN. Р. 570–576. DOI: 10.22363/09669-2019-570-576

17. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. О выборе карьерных стратегий аспирантами федеральных университетов // Проблемы развития территории. 2019. № 6 (104). С. 151–172. DOI: 10.15838/ptd.2019.6.104.10

18. Gerasimova O.Ya., Kryachko V.I. Academic career of young scientists: Motivations and professional roles // Управленец. 2019. № 10(6). P. 77–87. DOI: 10.29141/2218-5003-2019-10-6-7

19. Бережная Ю.Н., Гуртов В.А. Аспирантура в новых реалиях // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 57–65. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.037

20. Kehm B.M. Quality in European higher education: The influence of the Bologna Process // Change: The magazine of higher learning. 2010. No. 42(3). P. 40–46. https://doi.org/10.1080/00091381003704677

21. Kehm B.M. Quo vadis doctoral education? New European approaches in the context of global changes // European Journal of Education. 2007. No. 42(3). P. 307–319. https://doi.org/10.1111/j.1465-3435.2007.00308.x

22. Nerad M., Heggelund M. (Eds.). Toward a global PhD: Forces and forms in doctoral education worldwide. University of Washington Press, 2011. 344 c.

23. Nerad M. Increase in PhD production and reform of doctoral education worldwide // Higher education forum. Research Institute for Higher Education Hiroshima University. 2010. № 7. P. 69–84. URL: https://www.education.uw.edu/cirge/wp-content/uploads/2012/11/Increasein-PhD-Production-and-Reform-of-DoctoralEducation-Worldwide.pdf

24. Nerad M., Evans B. (Eds.). Globalization and its impacts on the quality of PhD education: forces and forms in doctoral education worldwide. Springer, 2014. 236 c.

25. Душина С.А., Ащеулова Н.А. Аспирантура в национальных академических системах (опыт Германии и США) // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2 (29). С. 170–177.

26. Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. №. 12. С. 22–34.

27. Вершинин И.В. Развитие аспирантуры в России: решения в области адресности отбора поступающих по программам подготовки кадров высшей квалификации // Наука. Инновации. Образование. 2015. Вып. 18. С. 61–72.

28. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. №. 4. C. 5–16.

29. Тезйел А.Х. Российская аспирантура после её реформирования: сравнительный анализ и оценка результатов // Государственное управление: Электронный вестник. 2018. Вып. № 68, июнь. С. 493–511. URL: http://ee-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2018/issue68._june_2018_/education_management/tezyelah.pdf

30. Караваева Е.В., Маландин В.В., Пилипенко С.А., Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научнопедагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2015. №. 8-9. С. 5–15.

31. Сенашенко В.С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 58–73. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-58-73

32. Марголин А.М., Мельников Р.М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 9–19. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-9-19

33. Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 55–70. https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70

34. Маркин В.В., Воронов В.В., Илишко Д. Инновации в подготовке научных кадров высшей квалификации: международный опыт и российские реалии (экспертное мнение) // Инноватика и экспертиза: Научные труды. 2019. Вып. 2 (27). С. 121–134. DOI: 10.35264/19962274-2019-2-121-135

35. Ключарев Г.А., Савенков А.И., Бакланов П.А. Кадры российской науки: проблемы и методы их решения // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 117–125.

36. Маркин В.В., Воронов В.В. Подготовка кадров высшей квалификации в дискурсе Болонского процесса: магистраль versus обочина // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 2. С. 164–175. DOI: 10.15507/19919468.083.020.201602.164-175

37. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 637–650. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.637-650

38. Mironos A.A., Bednyi B.I., Ostapenko L.A. Employment of PhD program graduates in Russia: a study of the University of Nizhni Novgorod graduates’ careers // SpringerPlus. 2015. Vol. 4. No. 230. P. 1–15. DOI: 10.1186/s40064-015-1003-x

39. Бояркина С.И., Иванова Е.А. Аспиранты Санкт-Петербурга: сравнительный анализ научных специальностей // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. №. 3. С. 50–65.

40. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125–134. DOI: 10.7868/S0132162517090148

41. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З., Булашева А.А. Тенденции и факторы эффективности подготовки аспирантов российских вузов в условиях реформирования высшего образования // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 135–144.

42. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22. С. 54–66. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.049

43. Резник С.Д., Чемезов И.С. Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. С. 159–168. DOI: 10.17223/15617793/430/22

44. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Герасимова О.Я. Академическая или неакадемическая карьера: какой выбор делают аспиранты федеральных университетов? // Terra Economicus. 2019. №17(4). С. 148–173. DOI: 10.23683/207366062019-17-4-148-173

45. Рыбаков Н.В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №. 7. С. 86–95.

46. Терентьев Е.А., Рыбаков Н.В., Бедный Б.И. Зачем сегодня идут в аспирантуру: типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 40–69. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-40-69

47. Bekova S. Does employment during doctoral training reduce the PhD completion rate? // Studies in Higher Education. 2019. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1672648

48. Gruzdev I., Terentev E., Dzhafarova Z. Superhero or hands-off supervisor? An empirical categorization of PhD supervision styles and student satisfaction in Russian universities // Higher Education. 2020. No. 79. P. 773–789. https://doi.org/10.1007/s10734-019-00437-w

49. Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3 (9). P. 20–21.

50. Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Портрет современного российского аспиранта. Сер.: Современная аналитика образования. 2017. Вып. 7(15). М.: НИУ ВШЭ, 2017. 60 с.

51. Пахомов С.И. Система государственной научной аттестации: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2019. №. 7. С. 3–9. DOI: 10.18572/1813-1190-2019-7-3-9

52. Пахомов С.И., Мацкевич И.М., Гуртов В.А., Мелех Н.В., Заугольникова Е.И. Результативность деятельности организаций, получивших право самостоятельного присуждения учёных степеней // Интеграция образования. 2020. Т. 24. №. 1 (98). C. 111–143. https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.111-143

53. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл. 2003. 301 c.

54. Trowler Paul R. Academic tribes and territories. McGraw-Hill Education (UK), 2001. 238 c.

55. Соколов М.М., Титаев К.Д. Провинциальная и туземная наука // Антропологический форум. 2013. № 19. С. 239–275.

56. Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. На пути к новой модели аспирантуры: опыт совершенствования аспирантских программ в российских вузах // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 8–42. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-8-42

57. Таловская Б.М., Лисюткин М.А. О ресурсной стратификации российских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 6. С. 24–35. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.06.055

58. Deem R. Rethinking Doctoral Education: University Purposes, Academic Cultures, Mental Health, and the Public Good // Cardoso, S., Tavares, O., Sin, C., Carvalho, T. (Eds.) Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. P. 13–42.

59. Yudkevich M., Altbach P.G., de Wit H. Doctoral Education Worldwide. Trends and Issues in Doctoral Education: A Global Perspective, Sage, 2020. 528 c.


Рецензия

Просмотров: 1364


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)