НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Концентрация бюджетных ресурсов в ведущих университетах страны актуализирует проблему воспроизводства корпуса научно-педагогических работников в региональных вузах, не входящих в число участников государственных программ поддержки академического развития. В статье на основе данных серии фокус-групповых интервью с руководителями аспирантур региональных университетов анализируются проблемы, возникающие при реализации действующей модели подготовки и аттестации аспирантов. Выделены четыре группы проблем, с которыми особенно часто сталкиваются региональные вузы:
1) жёсткость требований к структуре и содержанию образовательной программы,
2) несовершенство системы аттестации аспирантов, наличие разрывов между аттестационными мероприятиями,
3) проблема «удержания» аспирантов после завершения образовательной программы,
4) проблемы сопряжения процессов подготовки диссертации и её защиты, особенно ярко выраженные при отсутствии в вузах диссертационных советов по соответствующим научным специальностям. Обсуждаются возможные пути преодоления выявленных проблем: предоставление университетам большей автономии в проектировании структуры и содержания образовательной составляющей аспирантских программ; синхронизация процедур проведения итоговой аттестации в аспирантуре и официального обсуждения диссертационных работ для их представления к защите; создание механизма сопровождения успешных выпускников аспирантуры на финальном этапе их подготовки к защите диссертации; развитие сетевых форм реализации аспирантских программ с ведущими вузами и научно-образовательными центрами страны.
В статье изложены результаты исследования вклада в проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100) национальных исследовательских (НИУ) и федеральных (ФУ) университетов. Анализировались публикационная активность университетов в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus, доля иностранных студентов и преподавателей, доля молодых сотрудников и сотрудников, имеющих учёные степени, вхождение в международные рейтинги и др. Анализ проводился по 41 количественному и 11 качественным показателям. При анализе использовались доступные источники данных – статистические формы отчётности 1-Мониторинг, информация рейтинговых агентств и др. Установлено, что наибольшее влияние на повышение конкурентоспособности российского образования в мире показали ведущие НИУ-участники Проекта 5-100. Рассмотрено и проанализировано участие федеральных университетов в реализации Проекта 5-100.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Аннотация. В статье рассматриваются факторы, связанные с неотложным переходом к дистанционному образованию (ДО) посредством принятия решительных мер по защите российского университетского сообщества от последствий эпидемии COVID-19. На материале интервью с администраторами, преподавателями, специалистами в области информационных технологий и студентами утверждается, что в форс-мажорных обстоятельствах университет предлагает для ДО стандартную модель универсального учебного плана, которая модифицируется с помощью информационных и коммуникативных технологий (ИКТ). Установлено, что использование локализованного онлайн-пространства ограничено проведением курсов без учёта индивидуальных способностей и потребностей студентов, их предпочтений и предшествующего знания предмета. Эксперимент по самооценке преподавателей доказывает, что многие по-прежнему рассматривают университет как источник информации для студентов. В статье анализируются пути продвижения ДО с помощью концепций коннективизма постиндустриального образовательного пространства, гиперконнективности социальных сетей, рефлексивной практики преподавателей, подготовленности к использованию ИКТ. Утверждается, что реальный переход российского университета к ДO не может быть достигнут без дистанционного взаимодействия и диалога между преподавателем и студентами посредством ИКТ и рефлексивной методики.
В статье обсуждаются предварительные итоги вынужденного перехода к повсеместному онлайн-обучению в системе высшего образования в контексте общей тенденции роста соответствующей формы обучения в различных университетах мира. Рассматривается идеология, которая определяет эту тенденцию. Отдельно анализируется реальность резкого повышения уровня контроля как преподавателей, так и студентов со стороны создателей обучающих платформ, а также возможные последствия данной ситуации.
Университеты разных стран ищут подходящие им формы дополнения традиционного образования удалённым. При этом общая тенденция состоит в устойчивом росте онлайн-обучения с существенными вариациями по странам (в качестве примеров приводятся США, Австралия, Германия и Китай). Очевидно, что национальные системы образования существенно отличны друг от друга, и при неких общих тенденциях каждая образовательная система ищет свои наиболее подходящие для национальной культуры формы обучения. И необходимо понять, как онлайн-обучение может, не навредив, встраиваться в существующую систему. На настоящий момент это не понятно ни на содержательном, ни на методическом уровне. Анализируются временные и долговременные проблемы, связанные с переходом к дистанту. Решаемой является проблема технического обеспечения. Более серьёзной и требующей новых технологий становится проблема изменения характера коммуникации, требующая иного напряжения сил и преподавателей, и студентов. Работа над образовательными платформами, с помощью которых планируется радикально изменить образовательную среду под лозунгами обеспечения индивидуальной образовательной траектории, в действительности ведёт к противоположному. Исследуется проблема возможного широкого замещения обычных курсов записанными и особенно идеология перехода к онлайнобучению в формате виртуальной реальности, которая позволяет осуществлять полный контроль над личностью. Обсуждается проблема контроля учебной деятельности, который уже в нынешних условиях даёт возможность фиксировать любые действия и состояния всех участников процесса. Статья явилась реакцией на начало процесса повсеместного внедрения онлайн-технологий (апрель 2020 г.), что, по мнению автора, позволяет увидеть наиболее болезненные аспекты складывающейся ситуации – как первое впечатление от встречи с неизвестным.
В предлагаемой статье рассмотрены проблемы, связанные с возможным широким внедрением дистанционного обучения в практику российского высшего образования. Представлены и детально проанализированы преимущества и недостатки дистанционного обучения по сравнению с традиционным контактным, предполагающим живое общение между обучающим и обучаемыми, и констатировано, что недостатки данной формы обучения в целом всё же превалируют над достоинствами. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение может стать преобладающим только в совершенно уникальных ситуациях, при которых «живое» общение между людьми вообще и преподавателями и студентами в частности по тем или иным причинам должно быть сведено к минимуму или даже вообще быть исключено.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Академическое письмо считается одним из самых сложных навыков в преподавании английского языка как иностранного. Оно предполагает решение различных задач: начиная от письменных заданий, тематических исследований, технических отчётов, лабораторных отчётов, экзаменационных вопросов до написания дипломной работы и статей в научных журналах. Данное исследование рассматривает препятствия и трудности, с которыми сталкиваются студенты инженерного вуза при написании академических текстов. В рамках данного исследования было проведено анкетирование преподавателей, чтобы выявить проблемы, связанные с академической письменной речью студентов и разработать эффективные стратегии по совершенствованию навыков письменной речи среди студентов неязыковых специальностей технического вуза. В статье рассматриваются две важные составляющие академического письма: языковые навыки (грамматика и т. д.) и непосредственно письменные навыки. Подчёркивается, что определяющими характеристиками академического текста являются организация, согласованность и связность. Авторы работы отмечают, что студенты инженерного вуза (в данной статье – Томского политехнического университета) имеют слабую подготовку по русскому языку из-за отсутствия сбалансированного учебного плана и эффективных технологий обучения и, как результат, низкие навыки письменной речи на английском языке. Кроме того, в статье обращается внимание на то, что плохие навыки чтения также приводят к низким результатам при создании академических текстов. В рамках статьи авторы предлагают некоторые стратегии по совершенствованию навыков письменной академической речи. Выполненный анализ может представлять интерес для исследователей, занимающихся проблемами написания академических текстов.
АКТУЛЬНАЯ ТЕМА
Вынужденный экстренный переход на дистанционный формат обучения в вузах в марте 2020 г. поставил перед системами образования всех стран мира сложные вопросы организации непрерывного обучения студентов, проведения аттестационных испытаний, сохранения стабильности института образования в целом. В данной работе рассматриваются особенности и общие проблемы перехода на дистант в системе отечественного высшего образования. Статья подготовлена по материалам социологического исследования «Мнение студентов вузов России о вынужденном дистанционном обучении», проведённого в мае–июне 2020 г. Было опрошено 31423 студента вузов во всех субъектах РФ. Анализ данных охватывает следующие направления: организационные проблемы перехода на дистанционное обучение; используемые ресурсы, организация лекционных и семинарских занятий, оценка положительных и отрицательных сторон удалённого обучения; перспективы, ограничения и траектории реализации дистанционного обучения в вузах России.
В статье также приводятся сопоставительные данные по анализу проблем дистанта российских и зарубежных исследователей. Авторами предлагаются необходимые перспективные меры по организации дистанционного обучения в вузах в случае введения ограничений работы, рассматриваются возможные формы сочетания дистанционного и очного обучения, перспективы внедрения цифровых технологий в организацию подготовки в вузах.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между массовым переходом российской системы высшего образования на дистанционный формат обучения и недостаточной готовностью участников образовательного процесса к работе в условиях новых требований, вызванных пандемией COVID-19. Преподаватели, студенты и администраторы высших учебных заведений в России столкнулись с целым рядом трудностей, анализ которых позволит выделить объективные и субъективные факторы их возникновения и разработать рекомендации по дальнейшей организации удалённого обучения в его сочетании с традиционным форматом. Цель исследования заключалась в анализе современного опыта работы в дистанционном формате на примере одного из ведущих российских университетов – Казанского федерального университета. Проанализированы успехи и проблемы этого процесса, показаны противоречия между традиционной и дистанционной формами обучения, рассмотрены основные модели организации обучения, предполагающие традиционные и удалённые форматы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Сделан вывод о том, что в системе базового формального образования всех уровней и направлений подготовки дистанционное обучение может рассматриваться как форма, дополняющая и усиливающая социально-педагогический, организационный, психолого-дидактический потенциал традиционного («лицом к лицу») формата получения образования.
В работе комплексно использовались методы теоретического (анализ, синтез, систематизация, сравнение и др.) и эмпирического (изучение литературы, беседа, анкетирование, наблюдение) исследования.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена использованию структурно-функциональной методологии в оценке качества образовательных программ в вузах. Основными компонентами социальной диагностики выступают ситуационный анализ реализации программ, позволяющий более точно определять критерии оценки качества реализации программ, и структурнофункциональная модель, выявляющая дисфункциональные зоны.
Апробация данной диагностики проводилась в МАИ (НИУ) на программе подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» профиля «Социальный менеджмент». Основными методами сбора данных являлись фокус-группы и анкетирование студентов-выпускников. В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о том, что вектор потребностей студентов в области образования совпадает с компетентностной моделью программы. В ходе диагностики также были выявлены субъективные представления студентов о структурных факторах снижения качества образовательного процесса. Ими стали факторы организации обучения и тип взаимодействий преподавателей со студентами. Структурно-функциональная диагностика показала отсутствие единых институциональных требований к реализации образовательной программы и проблемы её организации.
Полученные данные могут быть использованы в управлении образовательной программой. С научной точки зрения результаты являются вкладом в развитие социологических диагностических средств, построенных на ситуационном подходе, и в понимание современных ценностей молодёжи.
Компетенция «командная работа и лидерство» является одной из наиболее востребованных современной профессиональной средой. В Московском авиационном институте целенаправленное формирование данной компетенции осуществляется в рамках изучения таких учебных дисциплин, как социология и психология. В статье представлен опыт кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент» по формированию навыков командной работы у студентов инженерно-технических направлений обучения.
Командная работа как универсальная компетенция формируется поэтапно на основе межличностной и межгрупповой коммуникации с использованием игровых методов обучения, которые повышают результативность педагогических усилий. В сравнении с традиционными лекционными и семинарскими занятиями они предполагают более активную коммуникацию, эмоциональную окрашенность и наглядную демонстрацию результатов. Игровые методы являются одновременно диагностическим и корректирующим инструментом, они позволяют не только выявить уже имеющиеся навыки, но и активизировать поведение обучающихся в необходимом направлении и закрепить результат. Тренинги проводятся в несколько этапов, на каждом из которых решаются определённые задачи: оценивается текущий уровень сформированности компетенции, совместно выполняются задания, обсуждаются результаты и даётся упражнение на закрепление навыка. После проведения тренингов наблюдается изменение отношения участников к командной работе, повышение уровня сплочённости, доверия, вовлечённости. Опыт организации тренингов оказался успешен и полезен не только для формирования компетенции, но и для выявления трудностей, которые мешают студентам создавать эффективные команды.
Материалы статьи могут быть интересны для преподавателей вузов, работающих над формированием у студентов компетенции «командная работа и лидерство» и использующих активные обучающие технологии.
Привлечение абитуриентов является достаточно сложной задачей для высших учебных заведений. С наибольшими трудностями в этом процессе сталкиваются непрофильные выпускающие кафедры вуза. В статье рассмотрены направления профориентационной работы кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент» Московского авиационного института (НИУ) в ходе реализации договоров о сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями г. Москвы и Московской области. Представлен опыт организации и проведения научно-исследовательских кружков по социологии и социальной психологии для обучающихся 8–11-х классов.
Деятельность социологического научно-исследовательского кружка «Первые шаги в науку» направлена на формирование у обучающихся представлений об исследовании, его методах и этапах; на развитие умений самостоятельной работы с социальной информацией; получение навыков разработки, проведения и презентации результатов исследования. Программа кружка «Социальная психология», адаптированная под классы гуманитарной и социально-экономической направленности, включает тренинги личностного роста и профориентационные игры, направленные на развитие профессионального самоопределения при планировании карьеры.
Отмечается, что в ходе реализации профориентационных мероприятий в современных реалиях, наряду с позитивными результатами, были выявлены факторы, препятствующие успешному взаимодействию школы и вуза: отсутствие включённости в данный процесс всех субъектов образовательного пространства, недостаточное внимание администрации школ к социальным запросам выпускающих кафедр. Для решения этих проблем авторами была разработана и предложена модель организации научно-исследовательских кружков на базе школ, которая может качественно улучшить социальное партнёрство всех заинтересованных участников. Материалы статьи могут представлять интерес как для преподавателей высших учебных заведений, так и для педагогических коллективов общеобразовательных школ.
Историческая память является объектом идеологического и информационного воздействия, соперничества и противоборства в поле политики и культуры. Поэтому изучение этого феномена исключительно важно. В рамках опроса студентов по поводу их отношения к важным историческим событиям в нашей стране, в том числе к Великой Отечественной войне, выявлено, что радикальной трансформации роли прошлого в становлении личности пока не произошло. Для большинства молодых людей историческая память остаётся по-прежнему адекватной формой воспитания патриотических ценностей. Наиболее эффективными инструментами сохранения памяти об исторических событиях являются институты образования и семьи. При этом возникает проблема: личная историческая память иногда идёт вразрез с официальной трактовкой исторических событий. Она может также служить зеркальным отражением идеологического раскола в обществе (либерализм, консерватизм, социализм). Важную роль в формировании общей исторической памяти, помимо государственных институтов, могут сыграть институты гражданского общества. Разные виды памяти выполняют важную функцию – воспитание патриотагражданина, ответственного перед прошлыми поколениями и перед потомками.
-
Академическое пространство в различных своих манифестациях с ранней истории человечества занимает почётное место в структуре социума, систематизируя многообразие опыта о внешнем и внутреннем мирах человека. В то же время образовательная среда формулировала разнообразные способы осмысления и взаимодействия человека с миром, вступая в борьбу с альтернативными системами, причём борьба эта не обязательно носила интеллектуальный и полемический характер. Мало что изменилось в статусе академии и в эпоху свершившейся цифровой революции, в том числе в отношении дисциплинарных практик академии как инструмента надзора и социального сортирования – двух важных элементов власти. В статье предпринимается попытка осмысления университета в роли особого культурно-политического пространства, используемого для выполнения надзорных и фильтрационных задач как способа социального воспроизводства. На примере колониальных колледжей в США рассматривается способность университета быть, с одной стороны, надзорным органом, а с другой – опорой культурного сдвига, в том числе в цифровую эпоху.
Постоянно растущий запрос на повышение качества высшего образования актуализирует изменения в университетах. Проведён анализ научной литературы и стратегических документов университетов, являющихся лидерами международных глобальных рейтингов. На основе анализа автор выявляет способы поддержания изменения университетов «снизу»: развитие субъектности, обновление социогуманитарной повестки и дизайн коллабораций. Кроме того, отдельное внимание уделено возможным направлениям развития социальных инноваций, поддерживающих эти изменения. В их числе – институциональные трансформации, объединение разных моделей университетов, «педагогическая биоэтика».
ISSN 2072-0459 (Online)