Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Новая нормальность?

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-56-64

Аннотация

В статье обсуждаются предварительные итоги вынужденного перехода к повсеместному онлайн-обучению в системе высшего образования в контексте общей тенденции роста соответствующей формы обучения в различных университетах мира. Рассматривается идеология, которая определяет эту тенденцию. Отдельно анализируется реальность резкого повышения уровня контроля как преподавателей, так и студентов со стороны создателей обучающих платформ, а также возможные последствия данной ситуации.

Университеты разных стран ищут подходящие им формы дополнения традиционного образования удалённым. При этом общая тенденция состоит в устойчивом росте онлайн-обучения с существенными вариациями по странам (в качестве примеров приводятся США, Австралия, Германия и Китай). Очевидно, что национальные системы образования существенно отличны друг от друга, и при неких общих тенденциях каждая образовательная система ищет свои наиболее подходящие для национальной культуры формы обучения. И необходимо понять, как онлайн-обучение может, не навредив, встраиваться в существующую систему. На настоящий момент это не понятно ни на содержательном, ни на методическом уровне. Анализируются временные и долговременные проблемы, связанные с переходом к дистанту. Решаемой является проблема технического обеспечения. Более серьёзной и требующей новых технологий становится проблема изменения характера коммуникации, требующая иного напряжения сил и преподавателей, и студентов. Работа над образовательными платформами, с помощью которых планируется радикально изменить образовательную среду под лозунгами обеспечения индивидуальной образовательной траектории, в действительности ведёт к противоположному. Исследуется проблема возможного широкого замещения обычных курсов записанными и особенно идеология перехода к онлайнобучению в формате виртуальной реальности, которая позволяет осуществлять полный контроль над личностью. Обсуждается проблема контроля учебной деятельности, который уже в нынешних условиях даёт возможность фиксировать любые действия и состояния всех участников процесса. Статья явилась реакцией на начало процесса повсеместного внедрения онлайн-технологий (апрель 2020 г.), что, по мнению автора, позволяет увидеть наиболее болезненные аспекты складывающейся ситуации – как первое впечатление от встречи с неизвестным.

Об авторе

О. А. Донских
Новосибирский государственный университет экономики и управления; Новосибирский государственный технический университет
Россия

Донских Олег Альбертович – доктор философских наук, профессор, PhD (Monash, Australia), зав. кафедрой философии и гуманитарных наук

630099, Новосибирск, ул. Каменская, 56; 
630073, г. Новосибирск, просп. К. Маркса, 20



Рецензия

Просмотров: 2273


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)