Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100

Полный текст:

Аннотация

Вынужденный экстренный переход на дистанционный формат обучения в вузах в марте 2020 г. поставил перед системами образования всех стран мира сложные вопросы организации непрерывного обучения студентов, проведения аттестационных испытаний, сохранения стабильности института образования в целом. В данной работе рассматриваются особенности и общие проблемы перехода на дистант в системе отечественного высшего образования. Статья подготовлена по материалам социологического исследования «Мнение студентов вузов России о вынужденном дистанционном обучении», проведённого в мае–июне 2020 г. Было опрошено 31423 студента вузов во всех субъектах РФ. Анализ данных охватывает следующие направления: организационные проблемы перехода на дистанционное обучение; используемые ресурсы, организация лекционных и семинарских занятий, оценка положительных и отрицательных сторон удалённого обучения; перспективы, ограничения и траектории реализации дистанционного обучения в вузах России. 

В статье также приводятся сопоставительные данные по анализу проблем дистанта российских и зарубежных исследователей. Авторами предлагаются необходимые перспективные меры по организации дистанционного обучения в вузах в случае введения ограничений работы, рассматриваются возможные формы сочетания дистанционного и очного обучения, перспективы внедрения цифровых технологий в организацию подготовки в вузах.

Об авторах

И. А. Алешковский
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Алешковский Иван Андреевич – кандидат экономических наук, директор Центра стратегии развития образования

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1



А. Т. Гаспаришвили
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов; Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Гаспаришвили Александр Тенгизович – кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1; 
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6; 
117218, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5

 




О. В. Крухмалева
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов
Россия

Крухмалева Оксана Валерьевна – кандидат социологических наук, доцент

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1; 
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Н. П. Нарбут
Российский университет дружбы народов
Россия

Нарбут Николай Петрович – доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Н. Е. Савина
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Савина Наталья Евгеньевна – научный сотрудник

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1; 



Список литературы

1. Sherry L. Issues in Distance Learning // International Journal of Educational Telecommunications. 1995. № 1(4). P. 337–365. Charlottesville, VA: Association for the Advancement of Computing in Education (AACE). URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/8937/

2. Phipps R., Merisotis J. What’s the Difference? A Review of Contemporary Research on the Effectiveness of Distance Learning in Higher Education. Institute for Higher Education Policy, April 1999. URL: http://www.ihep.org/research/publications/whats-difference-reviewconteilitary-research-effectiveness-distancelearning

3. Simonson M., Smaldino S., Albright M., Zvacek S. Teaching and Learning at a Distance: Foundations of Distance Education // American Journal of Distance Education. 2011. Vol. 25(3). P. 201–204. DOI: 10.1080/08923647.2011.589757

4. Bowen W. Higher Education in the Digital Age // IEEE Transactions on Professional Communication. 2014. Vol. 57. No. 2. P. 150–153. April 2014. https://doi.org/10.1109/TPC.2014.2311873

5. Сергеев А.Г., Жигало И.Е., Баландина В.В. Введение в электронное обучение. / Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2012. 182 с. URL: http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/2298/1/00838.pdf

6. Krishnamurthy S. The future of business education: A commentary in the shadow of the Covid-19 pandemic // Journal of Business Research. 2020. Vol. 117. P. 1–5. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.034

7. Surma T., Kirschner P. Technology enhanced distance learning should not forget how learning happens // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 110. September. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106390

8. Hattie J., Timperley H. The power of feedback // Review of Education Research. 2007. Vol. 77. No. 1. P. 81–112. https://doi.org/10.3102/003465430298487

9. Gomez E., Azadi J., Magid D. Innovation Born in Isolation: Rapid Transformation of an In-Person Medical Student Radiology Elective to a Remote Learning Experience During the COVID-19 Pandemic // Academic radiology. Official journal of the Association of University Radiologists. June 2020. https://doi.org/10.1016/j.acra.2020.06.001

10. Qandil A., Abdel-Halim H. Distance e-Learning is Closer than Everybody Thought: A Pharmacy Education Perspective // Health Professions Education. June 2020. https://doi.org/10.1016/j.hpe.2020.05.004

11. Govindarajan V., Srivastava A. What the Shift to Virtual Learning Could Mean for the Future of Higher Ed // Harvard Business Review. March 31, 2020. URL: https://hbr.org/2020/03/whatthe-shift-to-virtual-learning-could-mean-forthe-future-of-higher-ed

12. Уроки стресс-теста. Вузы России в условиях пандемии и после неё: Доклад представителей ректорского сообщества на заседании Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ 3 июля 2020 г. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2777

13. Агранович М.Л. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 9 (111). С. 134–151. URL: https://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2020_9-111_April.pdf

14. Минаев А.И., Исаева О.Н., Кирьянова Е.А., Горнов В.А. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29858

15. Клягин А.В., Макарьева А.Ю. Кейсы быстрых реакций вузов в условиях пандемии. НИУ ВШЭ, Институт образования. М., 2020. URL: https://ioe.hse.ru/sao_universitycases

16. Мельник Д. Высшее образование в мире: какие проблемы высветила пандемия // ТАСС. 2020. 23.04. URL: https://tass.ru/opinions/8306213

17. Kapasia N., Pintu P., Roy A., Saha J., Zaveri A., Mallick R., Barman B., Das P., Chouhan P. Impact of lockdown on learning status of undergraduate and postgraduate students during COVID-19 pandemic in West Bengal, India // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 116. September. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105194

18. Nguyen D.V., Pham G.H., Nguyen D.N. Impact of the Covid-19 pandemic on perceptions and behaviors of university students in Vietnam // Data in Brief. 2020. Vol. 31. August. https://doi.org/10.1016/j.dib.2020.105880

19. Al-Fraihat D., Joy M., Masa-deh R., Sinclair J. Evaluating E-learning systems success: An empirical study // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 102. P. 67–86, January 2020. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.08.004

20. Moeller J., Brackett M., Ivecevic Z., Whate A. High school students’ feelings: Discoveries from a large national survey and an experience sampling study // Learning and Instruction. 2020. Vol. 66, April. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2019.101301

21. Jansen R., van Leeuwen A., Janssen J., Conijn R., Kester L. Supporting learners’ self-regulated learning in Massive Open Online Courses // Computers & Education. 2020. Vol. 146. March. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103771

22. Rusli R., Rahman A., Abdullah H. Student perception data on online learning using heutagogy approach in the Faculty of Mathematics and Natural Sciences of Universitas Negeri Makassar, Indonesia // Data in Brief. 2020. Vol. 29. April. https://doi.org/10.1016/j.dib.2020.105152

23. Jowsey T., Foster G., Cooper-Ioelu P., Jacobs S. Blended learning via distance in pre-registration nursing education: A scoping review // Nurse Education in Practice. 2020. Vol. 44. March. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2020.102775


Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)