Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Структурно-функциональный подход к оценке качества реализации образовательных программ

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-114-124

Аннотация

Статья посвящена использованию структурно-функциональной методологии в оценке качества образовательных программ в вузах. Основными компонентами социальной диагностики выступают ситуационный анализ реализации программ, позволяющий более точно определять критерии оценки качества реализации программ, и структурнофункциональная модель, выявляющая дисфункциональные зоны.

Апробация данной диагностики проводилась в МАИ (НИУ) на программе подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» профиля «Социальный менеджмент». Основными методами сбора данных являлись фокус-группы и анкетирование студентов-выпускников. В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о том, что вектор потребностей студентов в области образования совпадает с компетентностной моделью программы. В ходе диагностики также были выявлены субъективные представления студентов о структурных факторах снижения качества образовательного процесса. Ими стали факторы организации обучения и тип взаимодействий преподавателей со студентами. Структурно-функциональная диагностика показала отсутствие единых институциональных требований к реализации образовательной программы и проблемы её организации.

Полученные данные могут быть использованы в управлении образовательной программой. С научной точки зрения результаты являются вкладом в развитие социологических диагностических средств, построенных на ситуационном подходе, и в понимание современных ценностей молодёжи.

Об авторе

А. А. Почестнев
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Россия

Почестнев Александр Анатольевич – кандидат социологических наук, доцент

125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4



Список литературы

1. Щербина В.В., Попова Е.П. Вуз как специфический тип организации, его функции и взаимоотношения с внешним окружением // Научный результат. Социология и управление. 2019. № 4. Т. 5. С. 184–199. DOI: 10.18413/24089338-2019-5-4-0-16

2. Почестнев А.А. Ситуационный подход в социальном менеджменте: отбор преподавателей в школьные учреждения. М.: МАИПринт, 2009. 199 с.

3. Крокинская О.К., Трапицын С.Ю. Студент как «потребитель образования»: содержание категорий // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 65–75.

4. Вишневский Ю.Р. История зарубежной социологии образования. Ч. I. Классический этап (сер. XIX в. – нач. ХХ в.): Тенденции развития и уроки. Екатеринбург: УрФУ, 2014. 514 с.

5. Фурсова В.В., Горбачёва О.В. Социология образования как отрасль социологического знания // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 2(10). С. 88–111.

6. Parsons T. Social System. Glencoe, Ill. Free Press, 1951. 575 p.

7. Pritchard K.W., Buxton T.H. Concepts and theories in sociology of education. Lincoln. NB. Professional Educators Publications. Inc., 1973. 167 p.

8. Campbell C., Rossnyai C. Handbook on Quality Assurance and the Design of Study Programmes. Bucharest: UNESCO/CEPES, 2002. 76 p.

9. Игнатьев В.П., Варламова Л.Ф. Мониторинг эффективности реализации магистерских программ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 110–118. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-110-118

10. Коган Е.А. Отношение к бакалавриату студентов и выпускников-менеджеров // Высшее образование сегодня. 2017. № 3. C. 64–67.

11. Пузанова Ж.В., Гаспаришвили А.Т., Ларина Т.И. Образовательные тренды современной российской молодёжи // Вестник института социологии. 2017. № 22. С. 53–68. http://dx.doi.org/10.19181/vis.2017.22.3.470

12. Лукашенко М.А., Ожгихина А.А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 46–56. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56


Рецензия

Просмотров: 611


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)