Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Игровые методы формирования компетенции «командная работа и лидерство» в подготовке инженеров

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-125-134

Аннотация

Компетенция «командная работа и лидерство» является одной из наиболее востребованных современной профессиональной средой. В Московском авиационном институте целенаправленное формирование данной компетенции осуществляется в рамках изучения таких учебных дисциплин, как социология и психология. В статье представлен опыт кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент» по формированию навыков командной работы у студентов инженерно-технических направлений обучения.

Командная работа как универсальная компетенция формируется поэтапно на основе межличностной и межгрупповой коммуникации с использованием игровых методов обучения, которые повышают результативность педагогических усилий. В сравнении с традиционными лекционными и семинарскими занятиями они предполагают более активную коммуникацию, эмоциональную окрашенность и наглядную демонстрацию результатов. Игровые методы являются одновременно диагностическим и корректирующим инструментом, они позволяют не только выявить уже имеющиеся навыки, но и активизировать поведение обучающихся в необходимом направлении и закрепить результат. Тренинги проводятся в несколько этапов, на каждом из которых решаются определённые задачи: оценивается текущий уровень сформированности компетенции, совместно выполняются задания, обсуждаются результаты и даётся упражнение на закрепление навыка. После проведения тренингов наблюдается изменение отношения участников к командной работе, повышение уровня сплочённости, доверия, вовлечённости. Опыт организации тренингов оказался успешен и полезен не только для формирования компетенции, но и для выявления трудностей, которые мешают студентам создавать эффективные команды.

Материалы статьи могут быть интересны для преподавателей вузов, работающих над формированием у студентов компетенции «командная работа и лидерство» и использующих активные обучающие технологии.

Об авторах

Е. В. Гриб
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Россия

Гриб Елена Витальевна – кандидат философских наук, доцент

125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4



Е. Н. Коломоец
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Россия

Коломоец Елена Николаевна – кандидат философских наук, доцент

125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4



В. В. Латышева
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Россия

Латышева Валентина Васильевна – кандидат философских наук, доцент

125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4



Список литературы

1. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2018. № 4. С. 63–68.

2. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная литература, 2020. 470 c.

3. Яковлева И.В., Косёнко Т.С. Компетентностный и знаниевый подходы: философско-образовательные проблемы понимания и применения // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 1. С. 3474–3480.

4. Васильев М.В. Проблема функционирования команды как особого вида социальной группы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 4/1. С. 95–98. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-4/1-95-98

5. Рыскулова М.Н. Группа, коллектив, команда. Соотношение понятий // Современное педагогическое образование. 2019. № 10. С. 191–194.

6. Tannenbaum S., Beard R., Salas E. Team Building and its Influence on Team Effectiveness: An Examination of Conceptual and Empirical Developments // Issues, Theory, and Research in Industrial Organizational Psychology / K. Kelley (Ed.), Elsevier Science Publishers. 1992. Р. 117– 153. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/S0166- 4115(08)62601-1

7. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. Сурпиной Е.А. М.: Академический проект, 2019. 313 с.

8. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. М.: Академический проект, 2004. 383 с.

9. Tuckman B.W. Developmental Sequence in Small Groups // Psychological Bulletin. 1965. Vol. 63. No. 6. Р. 384–399. DOI: 10.1037/h0022100

10. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощённый менеджер. Для руководителя-практика / Пер. с англ. А.В. Верникова. М.: Дело, 1991. 320 с.

11. Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует / Пер. с англ. Т.М. Гутман: Альпина Паблишер, 2016. 360 с.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. СПб.: Речь 2003. 128 с.

13. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.: Пед. общ-во России. 2004. 192 с.

14. Kolb D. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. Publisher: Pearson FT Press, 2014. 416 p.

15. Евтихов О.В. Тренинг лидерства. СПб.: Речь, 2007. 256 с.

16. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2008. 174 с.

17. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс. 1989. 303 с.

18. Винник В.К., Гонова Н.В. Игровое моделирование как средство повышения учебно-познавательной активности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 (часть 1). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20407

19. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2003. 655 с.

20. Гладкая Е.Ф. Игра как средство активизации познавательной деятельности студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 161–167. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-161-167

21. Дилц Р., Эпстайн Т. Динамическое обучение / Пер. с англ. А.А. Рунихина. Воронеж: МОДЭК. 2001. 416 с.

22. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС. 2013. 432 с.


Рецензия

Просмотров: 1017


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)