Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Университеты в условиях изменений: запрос на социальные инновации

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-161-167

Полный текст:

Аннотация

Постоянно растущий запрос на повышение качества высшего образования актуализирует изменения в университетах. Проведён анализ научной литературы и стратегических документов университетов, являющихся лидерами международных глобальных рейтингов. На основе анализа автор выявляет способы поддержания изменения университетов «снизу»: развитие субъектности, обновление социогуманитарной повестки и дизайн коллабораций. Кроме того, отдельное внимание уделено возможным направлениям развития социальных инноваций, поддерживающих эти изменения. В их числе – институциональные трансформации, объединение разных моделей университетов, «педагогическая биоэтика».

Об авторе

И. И. Сошенко
Томский государственный педагогический университет
Россия

Сошенко Инесса Игоревна – соискатель, директор офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок

634061, г. Томск, ул. Киевская, 60



Список литературы

1. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / Пер. с англ. А. Смирнова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. 240 с.

2. Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования / Пер. с англ. С. Карпа. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. 224 с.

3. Инновационная сложность / Отв. ред. Е.Н. Князева. СПб.: Алетейя, 2016. 608 с.

4. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В., Тарасенко В.Ф. Проективный консалтинг на«оси синтактики» // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 169–185. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-169-185

5. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В. Минерва и Янус: символы поклонения визуальным эффектам современного образования // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 172–193. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-172-193

6. Виссема Й.Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период / Пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2016. 432 с.

7. The Young Foundation. Social Innovation Overview: A deliverable of the project: “The theoretical, empirical and policy foundations for building social innovation in Europe” (TEPSIE), European Commission – 7th Framework Programme, Brussels: European Commission, DG Research, 2012. Part 1. (Defining Social innovation), 43 p. URL: https://youngfoundation.org/wp-content/uploads/2012/12/TEPSIE.D1.1.Report.DefiningSocialInnovation.Part-1-defining-social-innovation.pdf

8. Ардашкин И.Б., Суровцев В.А. К вопросу об эпистемологии смарт-технологий и их визуализации: ведёт ли смарт-образование к смартэпистемологии? // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 9–35. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-9-35

9. Жданов П.А., Тростянская И.Б., Барсуков А.А., Полихина Н.А. Портрет современного ректора: необходимые компетенции на глобальном научно-образовательном рынке // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2019. № 2. С. 129–158. DOI: 10.17323/18149545-2019-2-129-158

10. Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналит. докл. / Под ред. В.С. Ефимова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. 112 с. URL: http://foresight.sfu-kras.ru/sites/foresight.sfu-kras.ru/files/univ.pdf

11. Голубев М. Город «Большого университета» // Эксперт Сибирь. 2019. № 30-34 (534). URL: https://expert.ru/siberia/2019/30/gorodbolshogo-universiteta/

12. Прозументова Г.Н. Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. 412 с.

13. Червонный М.А. Контекст педагогического образования // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 206–222. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-206-222

14. Первушина Н.А. Семиотическая диагностика учебных принадлежностей в эпоху нейропедагогики // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. Вып. 4 (22). С. 194–205. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-194-205

15. Поздеева С.И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 6 (28). С. 91–96. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-91-96

16. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / Пер. с англ. М. Бендет; Под ред. А. Смирнова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 192 с.

17. Мадсберг К. Осмысление. Сила гуманитарного мышления в эпоху алгоритмов / Пер. с англ. Ю. Гиматовой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 208 с.

18. Кларк Б.Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций / Пер. с англ. Е. Стёпкиной. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. 312 с.

19. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Александрова М.В. Реализация идей диверсификационного менеджмента в управлении современной образовательной организацией // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. №. 4. С. 251–262. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4251-262

20. Горбулёва М.С., Мелик-Гайказян И.В., Первушина Н.А. Инициативы педагогической биоэтики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 122–128. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-122-128

21. Мелик-Гайказян И.В., Смышляева Л.Г., Первушина Н.А. Исследовательская программа педагогической биоэтики в условиях неопределённости социальных сценариев // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. С. 83–90. DOI: 10.17223/15617793/448/10


Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)