Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Образовательное пространство города в категориях антропопрактик заботы. Идея конфигуратора

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-63-74

Аннотация

Статья продолжает серию публикаций автора, в которой делается попытка выстроить образовательный культурный конфигуратор, завязывающий в единый узел три темы: сферу образования, город и человека. Сквозным культурным «клеем» этой связки выступает опыт антропопрактик заботы человека о себе, посредством которых, проделывая которые человек становится самим собой. В работе предлагается рассмотреть опыт составления такого репертуара антропопрактик заботы, который задаёт полноту опыта заботы. Полнота репертуара антропопрактик может быть представлена только в одном культурном образе – образе Города, в котором и возможно выстраивать реальную образовательную навигацию человека. Опираясь на опыт других исследователей, автор предлагает такой конфигуратор, в котором сочетаются репертуар антропопрактик заботы, полнота культурных форм, из которых состоит пространство города, и универсум личности человека, формирующийся посредством опыта практик заботы в человеке. Тем самым предлагается культурный инвариант, могущий быть положенным в основании различных образовательных программ развития человека, преодолевающих разного рода редукции, которыми страдает современная образовательная практика.

Об авторе

С. А. Смирнов
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Смирнов Сергей Алевтинович – д-р филос. наук, доцент, ведущий научный сотрудник

630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8



Список литературы

1. Смирнов С.А. Образование как институт человека в контексте проблемы национальной безопасности // Стратегические приоритеты. 2019. №3-4 (23-24). С. 112–123.

2. Безрогов В Г., Пичугина В.К. «Забота о себе» как психолого-педагогическая категория: обзор современных отечественных исследований // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 3 (31). С. 143–151.

3. Иванченко Г.В. Забота о себе. История и современность. М.: Смысл, 2009. 304 с.

4. Пичугина В.К. Антропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике. М.:, 2014.

5. Смирнов С.А. «Забота о себе» в отечественных исследованиях: феномен, концепт, проблема. Аналитический обзор // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 4 (36). С. 39–65.

6. Смирнов С.А. Забота о себе: концепт и практика // Человек.RU. 2016. № 11. С. 157–173.

7. Смирнов С.А. Антропологический навигатор. К событийной онтологии человека. Новосибирск: Офсет-ТМ, 2016. 438 с.

8. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году / Пер. с фр. А. Г. Погоняйло. СПб., 2007. 677 с.

9. Смирнов С.А. Город-кампус, или Образовательное пространство города. Методологический конструкт // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 44–59. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-44-59

10. Смирнов С.А. Город-воспитатель: пространство города как репертуар антропопрактик развития // Визуальная антропология – 2019. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда: материалы III Международной научной конференции, 28–30 августа 2019 г., Великий Новгород / Под ред. С.С. Аванесова, Е.И. Спешиловой. Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2020. С. 20–36.

11. Адо П. Духовные упражнения и античная философия / Пер. с фр. при участии В.А. Воробьева. М.; СПб., 2005. 448 с.

12. Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном / Пер. с фр. В.А. Воробьёва. М.: Степной ветер; СПб.: ИД Коло, 2005. 288 с.

13. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. / Пер. с франц. В. Каплуна. СПб.: Академический проект, 2004. 432 с.

14. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. 352 с.

15. Преподобный Нил Сорский и его Устав о скитской жизни. Аскетика, или путь к спасению. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. 126 с.

16. Генисаретский О.И. Навигатор: методологическое расширение и продолжение. Москва: Путь, 2002. 528 с.


Рецензия

Просмотров: 484


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)