Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Онлайн-обучение как e-Learning: качество и результаты (критический анализ)

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-21-32

Аннотация

В статье подвергается критическому осмыслению результат, полученный исследователями «Высшей школы экономики» в отношении итогов эксперимента по оценке качества онлайн-обучения. Обосновывается мысль, что тезис о возможности «полной замены онлайн-образованием традиционных форм обучения без потери качества» искажён в СМИ, а выводы базируются на недостаточных данных. Для уточнения условий перехода к онлайн-технологиям предлагается провести масштабный эксперимент с рандомными механизмами отбора респондентов. В статье делается акцент на том, что пока в достаточной мере не изучено воздействие онлайн-образования на психологию и физиологию обучающихся, существует риск ухудшения здоровья, равно как и падения качества образования. Предлагается разработать временны=е стандарты, ограничивающие максимальное время работы в режиме «онлайн» для разных категорий обучающихся и преподавателей. Сделан вывод о приоритетном развитии краткосрочных онлайн-курсов, связанных с освоением достаточно узких и прикладных компетенций, востребованных современным информационным обществом, о возможном успехе их применения при получении «второго высшего» образования и повышении квалификации. Качественные образовательные онлайн-системы требуют серьёзных вложений в научные исследования и разработки в сфере психологии и педагогики образования, в использование инструментальных средств медицинского контроля. С организационной точки зрения правильная «ротация» контингента обучающихся, когда часть времени они обучаются очно, а часть времени - в режиме «онлайн» при наличии компьютеров/планшетов и качественного доступа к Интернету, не приведёт к ухудшению качества образования.

Об авторе

А. В. Дождиков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Дождиков Антон Валентинович - кандидат политических наук, ведущий аналитик центра образовательных данных Федерального института развития образования.
119571, Москва, проспект Вернадского, 82.



Список литературы

1. Абрамовский А.Л., Ребышева Л.В. Дистанционные образовательные технологии и трансформация высшего образования в условиях пандемии Covid-19: возможности, вызовы, перспективы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2020. № 2. С. 43-52.

2. Иванова А.Д., Муругова О.В. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей (по итогам педагогического исследования 2019 года) // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 2. С. 4-16. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-4-16

3. Калимуллова Э.Р. Пост-пандемический прогноз развития рынка образования // LXXII Международные научные чтения (памяти Н.Г. Басова): Сборник статей Международной научно-практической конференции (Москва, 22 апреля 2020) / Отв. ред. А.А. Сукиасян. М. : ЕФИР, 2020. С. 26-27. URL: https://efir-msk.ru/sbornik/K-MSC-72.pdf (дата обращения 12.11.2020)

4. Макарова М.В. Перспективы онлайн-образования в России // Современное образование. 2020. № 2. С. 59-70. DOI: 10.25136/24098736.2020.2.29088

5. Орусова О.В. Как коронавирус изменил систему высшего образования: анализ перехода вузов на дистанционное обучение // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 184-195. DOI: 10.26653/2076-46502020-3-17

6. Касьянов В.В., Самыгин С.И., Мухина К.С. Кризис высшего образования в России и депрофессионализация студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 5. С. 59-63. DOI: 10.23672/y5889-1264-7547-q

7. Шнейдер Л.Б. Реальности дистанционного обучения в контексте пандемии // Высшее образование сегодня. 2020. Т. 29. № 7. С. 18-23. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.07.P.18

8. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. DOI: 10.17513/spno.29830

9. Берберян А.С. Дистанционное обучение в системе высшего образования в условиях пандемии: вызовы и возможности // Антология российской психотерапии и психологии: сетевое издание. Спецвыпуск: Психотерапия в помощи гражданам, семьям, коллективам, всему обществу во время пандемии, вызванной коронавирусом. М., 2020. С. 31-35. URL: https://oppl.ru/up/files/vypuski-antologii/attologiya-spect-vyipusk-2020.pdf (дата обращения 12.11.2020).

10. Чотчаев А.Н. Изменения в структуре высшего образования в условиях пандемии covid-19 // Modern Science. 2020. № 7-2. С. 236-241.

11. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И.А. Карлов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин, И.Д. Фрумин, А.Н. Швиндт, Д.О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. ISSN 2500-0608

12. Безукладникова А.В., Ермакова А.Р., Княгинина Н.В., Кострикина О.Ю., Янкевич С.В. Экспертные разъяснения по вопросам организации учебного процесса и ведения финансово-хозяйственной деятельности университетами в условиях распространения коронавирусной инфекции // Ректор вуза. 2020. № 5. С. 53-67. URL: https://panor.ru/articles/ekspertnye-razyasneniya-po-voprosam-organizatsii-uchebnogo-protsessa-i-vedeniya-finansovo-khozyaystvennoy-deyatelnosti-universitetami-v-usloviyakh-rasprostraneniya-koronavirusnoy-infektsii/41221. html (дата обращения 12.11.2020).

13. Chirikov I., Semenova T., Maloshonok N., Bettinger E., Kizilce R.F. Online education platforms scale college STEM instruction with equivalent learning outcomes at lower cost // Science Advances. 2020. Vol. 6. No. 15. DOI: https://doi.org/10.1126/sciadv.aay5324

14. Сабиров Д. ИТ-образование во время пандемии // Системный администратор. 2020. № 6 (211). С. 58-61.

15. Madhav K.C., Sherchand S.P., Sherchan S. Association between screen time and depression among US adults // Preventive Medicine Reports. 2017. Vol. 8, December. P. 67-71. DOI: 10.1016/j.pmedr.2017.08.005

16. Hunt M.G., Marx R., Lipson C., Young J. No More FOMO: Limiting Social Media Decreases Loneliness and Depression // Journal of Social and Clinical Psychology. 1918. Vol. 37. No. 10. Р. 751-768. DOI: https://doi.org/10.1521/jscp.2018.37.10.751

17. Пенькова Л.В., Дилдабекова Н.Т., Асмагамбетова М.Т., Романова А.Р. Дистанционный метод образования в медицине - перспективы, достоинства и недостатки. Особенности в условиях самоизоляции и карантина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020. № 5. С. 7376. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13072 (дата обращения: 12.11.2020).

18. Шмурыгина О.В. Образовательный процесс в условиях пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 51-52. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10210


Рецензия

Просмотров: 2616


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)