Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Роль и место регионального университета в системе подготовки кадров в оценках работодателей

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-45-56

Аннотация

Статья подготовлена по материалам полевого исследования, проведённого в Удмуртском государственном университете в рамках проекта «Транзитивный университет в условиях глобальных, национальных и региональных вызовов». В статье представлены результаты анкетирования работодателей по вопросу оценки качества подготовки выпускников, выявления критериев и каналов подбора персонала, а также мнений относительно существующих форм сотрудничества между организациями Удмуртии и образовательными учреждениями. Целью исследования являлось прояснение роли и места Удмуртского государственного университета в системе подготовки кадров в регионе. Метод исследования - онлайн-анкетирование, выборка - стихийная, количество организаций -192. Результаты проведённого исследования обнаруживают достаточно неоднозначную картину. С одной стороны, очевидно, что в целом в организациях Удмуртии преобладают скорее невысокие оценки качества подготовки специалистов в Удмуртском государственном университете, поскольку большинство средних оценок ниже 4 баллов. С другой стороны, в ответах представителей опрошенных организаций зафиксированы формальные способы сотрудничества с вузом, которые исчерпываются организацией дипломной/пред-дипломной практики и наймом на работу молодых специалистов. Очевидна также низкая заинтересованность работодателей в финансировании развития новых технологий и подготовке необходимых специалистов. В преобладающем большинстве случаев предприятия хотят получать готовых сотрудников под свои текущие нужды без согласованного ресурсозатратного и долгосрочного сотрудничества. Каналы связи и согласованного долгосрочного взаимодействия между университетом и работодателями чаще всего либо отсутствуют, либо оцениваются как формально-эпизодические. Здесь в качестве существенных причин можно выделить: недостаточность финансовых ресурсов малых организаций для работы с университетами; недостаток времени или желания со стороны организаций; отсутствие у самого университета ресурсов для реализации заказа; ориентацию на «традиционные отрасли промышленности» в Удмуртской Республике в ущерб развитию инновационного потенциала региона, что приводит к закреплению практики работодателей по «самостоятельному доучиванию на производстве».

 

Об авторах

М. В. Богуславский
Институт стратегии развития образования РАО
Россия

Богуславский Михаил Викторович - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий центром истории педагогики и образования.
105062, Москва, ул. Жуковского, 16.



Н. С. Ладыжец
Удмуртский государственный университет
Россия

Ладыжец Наталья Сергеевна - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социологии.
426034, Ижевск, ул. Университетская, 1.



О. В. Санникова
Удмуртский государственный университет
Россия

Санникова Ольга Владимировна - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии.
426034, Ижевск, ул. Университетская, 1.



Е. В. Неборский
Московский педагогический государственный университет
Россия

Неборский Егор Валентинович - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики.
119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1.



Список литературы

1. McAdam M., Miller K., McAdam R. Situated regional university incubation: A multilevel stakeholder perspective // Technovation. 2016. Vol. 50-51. P. 69-78. DOI: https://doi.org/10.1016/j.technovation.2015.09.002

2. Cowan R., Zinovyeva N. University effects on regional innovation // Research Policy. 2013. Vol. 42. Issue 3. P. 788-800. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2012.10.001

3. Liu Y., Huang Q. University capability as a micro-foundation for the Triple Helix model: The case of China // Technovation. 2018. Vol. 76-77. P. 40-50. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tech-novation.2018.02.013

4. Sternberg R. Success factors of university-spin-offs: Regional government support programs versus regional environment // Technovation. 2014. Vol. 34. Issue 3. P. 137-148. DOI: https://doi.org/10.1016/j.technovation.2013.11.003

5. Laredo P. Revisiting the Third Mission of Universities: Toward a Renewed Categorization of University Activities? // Higher Education Policy. 2007. Vol. 20. Issue 4. P. 441-456. DOI: https://doi.org/10.1057/palgrave.hep.8300169

6. Zomer A., Benneworth P. The Rise of the University's Third Mission // Enders J., de Boer H.F., Westerheijden D.F. (Eds.). Reform of Higher Education in Europe. Rotterdam: SensePublishers, 2011. P. 81-101. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-6091-555-0_6

7. Wissema J. Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2009. 252 p.

8. Балмасова Т.А. «Новая регионализация»: модернизация российских вузов и опыт Германии // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 86-96. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-86-96

9. Стронгин Р.Г., Чупрунов Е.В. Инновационное образование: опережающая стратегия и интеграция // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 5-14.

10. Белоцерковский А.В. Вузы как генераторы регионального развития // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 5-10.

11. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко О.Д. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 9-21. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21

12. Dlouha J., Huisingh D, Barton A. Learning networks in higher education: universities in search of making effective regional impacts // Journal of Cleaner Production. 2013. Vol. 49. P. 5-10. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2013.01.034

13. Albats E., Alexander A., Mahdad M., Miller K., Post G. Stakeholder management in SME open innovation: interdependences and strategic actions // Journal of Business Research. 2019. October. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbus-res.2019.07.038

14. Regulation (EU) No 1303/2013 of the European Parliament and of the Council // Official Journal of the European Union. Dec, 2013. P. 338. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=celex%3A32013R1303 (дата обращения: 17.11.2020)

15. Secundo G., Perez S., Martinaitis Z., Leitner K. An Intellectual Capital framework to measure universities' third mission activities // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 123. P. 229-239. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.12.013

16. Leydesdorff L. The triple helix: An evolutionary model of innovations // Research Policy. 2000. Vol. 29. Issue 2. P. 243-255. URL: https://www.leydesdorff.net/th2/papers/th2ley.htm (дата обращения: 17.11.2020)

17. Etzkowitz H. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action. London: Routledge, 2008. 180 p.

18. Лешуков О.В., Евсеева Д.Г., Громов А.Д., Платонова Д.П. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / Институт образования НИУ ВШЭ, 2017. № 3(11). 30 с. (Сер.: Современная аналитика высшего образования). URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408112764.pdf (дата обращения: 17.11.2020)

19. Михайлов А.С., Пекер И.Ю. Территориальное распределение интеллектуального капитала России // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 28-39. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-28-39


Рецензия

Просмотров: 422


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)