Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Отмирает ли лекция в качестве ведущей формы обучения?

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-72-85

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена активно дискутируемой, сложной и для многих преподавателей больной проблеме - оправданности сохранения за лекцией статуса ведущей формы обучения. В последнее время всё более распространяется мнение о том, что лекция - это неэффективная форма обучения, безнадёжно устаревшая, не вызывающая интереса и отклика у студентов, бесполезная и, в принципе, отмирающая. Авторы выражают твёрдое убеждение в том, что лекция была, есть и будет основной и незаменимой для воспроизводства интеллектуальной элиты формой обучения. Для обоснования этой позиции в статье представлена система аргументации, разворачивающаяся в три этапа. В первой части статьи раскрывается сущность лекции в свете теории Рэндалла Коллинза об интерактивных ритуалах и обусловленности интеллектуального творчества субъекта его личными контактами «лицом к лицу» с другими интеллектуалами, а также положением этого субъекта в интеллектуальной сети. Лекция обладает всеми признаками интерактивного ритуала и является его архетипическим случаем, который обеспечивает трансляцию культурного капитала от старшего поколения младшему. В ходе этого процесса происходит наполнение его успешных участников большим количеством эмоциональной энергии, необходимой для интеллектуального творчества. Во второй части статьи систематизируются и обсуждаются отличительные положительные стороны лекции, в своей совокупности делающие её уникальной формой обучения, дающей незаменимый опыт как лектору, так и слушателям. Третья часть статьи, опираясь на реальную историю образования и приводя показательные примеры из неё, представляет своего рода эмпирическое подтверждение первых двух частей. Статья может быть интересна преподавателям, студентам, а также всем, кто неравнодушен к современному состоянию образования в России.

 

Об авторах

Н. Н. Губанов
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Россия

Губанов Николай Николаевич - доктор философских наук, доцент.
105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, 2.



Н. И. Губанов
Тюменский государственный медицинский университет
Россия

Губанов Николай Иванович - доктор философских наук, профессор.
625023, Тюмень, ул. Одесская, 54.



Список литературы

1. Шестак Н.В. Лекция в вузе в контексте компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2018. T. 27. № 8-9. С. 43-53.

2. Duarte J., Ploeg M. van der. Plurilingual lecturers in English medium instruction in the Netherlands: the key to plurilingual approaches in higher education? // European Journal of Higher Education. 2019. Vol. 9. No. 3. P. 268-284. DOI: https://doi.org/10.1080/21568235.2019.1602476

3. Stratilaki-Klein S. Dynamic conceptions of plurilingual and intercultural competence in the multilingual environment of Luxembourg // European Journal of Higher Education. 2019. Vol. 9. No. 3. P. 300-314. DOI: https://doi.org/10.1080/21568235.2019.1623705

4. Zanola M.T. Plurilingual expatriate teachers at the university: A ‘Français Langue Etrangere' case in Italy // European Journal of Higher Education. 2019. Vol. 9. No. 3. P. 315-326. DOI: https://doi.org/10.1080/21568235.2019.1623704

5. Yu E., Canton S. Student-inspired optimal design of online learning for generation Z // Journal of educators online. 2020. Vol. 17. No. 1. URL: https://www.thejeo.com/archive/archive/2020_71/yupdf (дата обращения: 13.11.2020).

6. Seifert T., Feliks O., Kritz M. Optimal teaching and learning practices in online multiparticipant courses // Journal of educators online. 2020. Vol. 17. No. 1. URL: https://www.thejeo.com/archive/archive/2020_71/seifert_feliks_kritzpdf (дата обращения: 13.11.2020).

7. Dieterich C., Hamsher S. Maximizing online instructional pedagogy in teacher education courses for career changers // Journal of educators online. 2020. Vol. 17. No. 1. URL: https://www.thejeo.com/archive/archive/2020_71/dieterich_hamsherpdf (дата обращения: 13.11.2020).

8. Mullen C.A. Does modality matter? A comparison of aspiring leaders' learning online and face-to-face // Journal of Further and Higher Education. 2020. Vol. 44. No. 5. P. 670-688. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2019.1576859

9. Summers J.J., Waigandt A., Whittaker T.A. A Comparison of Student Achievement and Satisfaction in an Online Versus a Traditional Face-to-Face Statistics Class // Innovative Higher Education. 2005. Vol. 29. No. 3. P. 233-250. DOI: https://doi.org/10.1007/s10755-005-1938-x

10. Krug K.S., Dickson K.W., Lessiter J.A., Vassa J.S. Student Preference Rates for Predominately Online, Compressed, or Traditionally Taught University Courses // Innovative Higher Education. 2016. Vol. 41. No. 3. P. 255-267. URL: https://www.learntechlib.org/p/194789/ (дата обращения: 13.11.2020).

11. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. (Пер. с англ. Н.С. Розова и Ю.Б. Вертгейм). Новосибирск : Сибирский хронограф, 2002. 1280 с.

12. Bloor D. Knowledge and Social Imagery. 2nd ed. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1991. 203 p.

13. Goffman E. Interaction Ritual. New York: Doubleday, 1967. 270 p.

14. Anderson C.B., Chang S., Lee H.Y. Identifying Effective Mentors in Scientific Communication: A Latent Profile Analysis of Mentor Beliefs // Journal of Career Development. 2020. May 13. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0894845320924127

15. Губанов Н.Н., Рокотянская Л.О., Губанов Н.И. Теория и практика использования юмора в образовании // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 1. С. 105-111. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.01-19.105

16. Mora R.A., Weaver S., Lindo L.M. Editorial for special issue on education and humour: Education and humour as tools for social awareness and critical consciousness in contemporary classrooms // European Journal of Humor Research. 2015. Vol. 3. No. 4. P. 1-8. DOI: http://dx.doi.org/10.7592/EJHR2015.3.4.mora

17. Nasiri F., Mafakheri F. Higher Education Lecturing and Humor: From Perspectives to Strategies // Higher Education Studies. 2015. Vol. 5 (5). Р. 25-31. DOI: https://doi.org/10.5539/hes.v5n5p26

18. Lovorn M., Holaway C. Teachers' perceptions of humor as a classroom teaching, interaction, and management tool // European Journal of Humor Research. 2015. Vol. 3. No. 4. P. 24-35. DOI: http://dx.doi.org/10.7592/EJHR2015.3.4.lovorn

19. Царегородцев Г.И., Шингаров Г.Х., Губанов Н.И. История и философия науки. М.: Изд-во СГУ, 2014. 461 с.

20. Vlieghe J., Zamojski P. Entering the world with notes: Reclaiming the practices of lecturing and note making // Educational Philosophy and Theory. 21 Mar 2020. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1743271

21. Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики (Редакция Ш. Балли и А. Сеше; Пер. с франц. А. Сухотина). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 432 с.

22. Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. URL: http://genhis.philol.msu.ru/f-de-sossyur-kurs-obshhej-lingvistiki-izvlecheniya/ (дата обращения: 13.11.2020).

23. Белопухов Л. Человек-легенда XX века (к 100-летию со дня рождения Ричарда Фейнмана) // Квант. 2018. № 9. С. 14-18. URL: http://kvant.mccme.ru/pdf/2018/2018-09.pdf (дата обращения: 13.11.2020).

24. Лишевский В. Мастер лекции - Александр Григорьевич Столетов // Н-T. Ru. Наука и техника: электронная библиотека. URL: http://n-t.ru/ri/ls/up03.htm (дата обращения: 13.11.2020).

25. Столетов А.Г. Избранные сочинения. М.-Ленинград: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1950. 660 с.


Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)