Открытые образовательные ресурсы и цифровая среда обучения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-144-155
Аннотация
В период вынужденного перехода университетов по всему миру в формат онлайн-обучения выросла востребованность цифровых сервисов свободного доступа. Появилась уникальная возможность дополнить и развить теоретические и методологические положения онлайн-обучения на основе анализа эмпирических результатов, характеризующих актуальность и эффективность отдельных элементов цифровой среды. Свободно распространяемые образовательные материалы в Интернете являются элементом цифровой среды, которые объединены в понятие «открытые образовательные ресурсы» (ООР). Цель исследования состоит в оценке актуальности ООР для преподавателей, систематизации основных способов работы с ними, выявлении мотивов и барьеров при разработке ООР. Проведённое среди преподавателей российских вузов исследование показало высокую важность и ценность ООР для их учебно-методической деятельности по созданию и развитию содержания учебного предмета в цифровой среде. Больше половины преподавателей создают и распространяют авторские материалы в Интернете для удобства своих студентов. Преподаватели и студенты свободно обмениваются учебными материалами с использованием разнообразных веб-сервисов. В условиях быстрой смены формата обучения с очного на онлайн, а также возрастающих требований к преподавателям и содержанию обучения ООР становятся ценным ресурсом образовательной деятельности. Анализ нормативно-правового регулирования выявил отсутствие политики в сфере ООР в российских вузах, что является одним из барьеров по созданию ООР. Полученные результаты исследования позволили предложить рекомендации по развитию ООР в сфере высшего образования: закрепить понятие ООР в нормативно-правовой базе образования, обеспечить методическую и правовую поддержку для создания и использования ООР преподавателями, провести информационную кампанию по раскрытию перспектив и преимуществ использования ООР в высшем образовании.
Об авторах
Н. В. ДнепровскаяРоссия
Днепровская Наталья Витальевна - кандидат экономических наук, доцент.
117997, Москва, Стремянный пер., 36.
И. В. Шевцова
Россия
Шевцова Инесса Витальевна - кандидат экономических наук, доцент.
119991, Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4.
Список литературы
1. Forum on the Impact of Open Courseware for Higher Education in Developing Countries, UNESCO, Paris, 1-3 July 2002: final report, 2002. 30 p. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001285/128515e.pdf (дата обращения: 23.11.2020).
2. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 9-22. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-9-22
3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методическая грамотность преподавателя вуза в онлайн-об-учении как профессиональная компетенция (на примере организации коммуникаций различных видов) // eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2017. 2017. С. 137141. URL: https://estars.hse.ru/mirror/pubs/share/211451620 (дата обращения: 23.11.2020).
4. Hoosen S., Bucher N. Understanding the Impact of OER: Achievements and Challenges. UNESCO Institute for Information Technologies in Education. Russian Federation, 2019. 178 p. URL: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2019/04/Understanding_the_impact_of_OER_2019_final.pdf (дата обращения: 23.11.2020).
5. СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам: Аналитический отчёт. М.: ЮНЕСКО. 2011. 240 с. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214683.pdf/ (дата обращения: 23.11.2020).
6. McGreal R. Special report on the role of open educational resources in supporting the Sustainable Development Goal 4: Quality education challenges and opportunities // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2017. Vol. 18 (7). Р. 292-305. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1163203.pdf (дата обращения: 23.11.2020).
7. Mishra S., Singh A. Higher education faculty attitude, motivation and perception of quality and barriers towards OER in India // Hodgkinson-Williams, C., Arinto, P.B. (Eds.). Adoption and impact of OER in the Global South. Cape Town & Ottawa: African Minds, International Development Research Centre & Research on Open Educational Resources, 2017. Р. 425-458. DOI: 10.5281/zenodo.1005330
8. Боброва Л.Н., Никулова Г.А. Анализ взаимосвязи факторов usability открытых образовательных сетевых ресурсов для поддержки обучения и самообучения // Образовательные технологии и общество. 2015. № 2 (18). С. 653-674.
9. Weller M., De los Arcos B., Farrow R., Pitt B., McAndrew P. The Impact of OER on Teaching and Learning Practice // Open Praxis. 2015. No. 7 (4). P. 351-361. DOI: http://dx.doi.org/10.5944/openpraxis.7.4.227
10. Kursun E., Cagiltay K., Can G. An investigation of faculty perspectives on barriers, incentives, and benefits of the OER movement in Turkey // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2014. Vol. 15. No. 6. DOI: http://dx.doi.org/10.19173/irrodl.v15i6.1914
11. Annand D., Jensen T. Incentivizing the production and use of open educational resources in higher education institutions // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2017. No. 18 (4). P. 1-15. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1146212.pdf (дата обращения: 23.11.2020).
12. Князева С.Ю. Открытые образовательные ресурсы в неанглоязычных странах // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 127-134.
13. Булгаков М.В., Гридина Е.Г., Иванников А.Д., Старых В.А. Федеральная система информационно-образовательных ресурсов // Информационные ресурсы России. 2009. № 2. С. 25-27. URL: http://www.aselibrary.ru/datadocs/doc_931pa.pdf (дата обращения: 23.11.2020).
14. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150-155.
15. Днепровская Н.В., Шевцова И.В. Открытые образовательные ресурсы: современные перспективы // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 110-118. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-110-118
16. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Блог как средство электронного обучения // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 86-92.
17. Зайцев В.Г., Желтова А.А., Тибирькова Е.В. Разработка образовательных ресурсов с использованием web сервиса Trello // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 94-98.
18. Henderson S., Ostashewski N. Barriers, incentives, and benefits of the open educational resources (OER) movement: An exploration into instructor perspectives // First Monday. 2018. Vol. 23. No. 12. URL: https://journals.uic.edu/ojs/index.php/fm/article/view/9172/7691 (дата обращения: 23.11.2020).
19. Акользина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Гаудеамус. 2013. № 2 (22). C. 95-97.
20. Пугач В.Ф., Жуковская М.Э. Рейтинги вузов: международный и российский подходы // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 15-25.
21. AkyayvrM., DundarH., Afyayir G. What makes you a digital native? Is it enough to be born after 1980? // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 60. Р. 435-440. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.089
22. Буцык С.В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения // Открытое образование. 2019. T. 23. № 1. С. 27-33. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-27-33
23. Денисов И.В., Корецкая И.В. Студенты сетевого поколения: латеральные профили и цифровые навыки // Информатика и образование. 2019. № 2. С. 34-41. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-2-34-41