Онлайн-курсы: принять нельзя игнорировать
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-23-35
Аннотация
Онлайн-курсы меняют ландшафт высшего образования. Однако их принятие преподавательским сообществом до сих пор не до конца изучено. Проведённое социологическое исследование позволило оценить включённость преподавателей российских вузов в процессы цифровизации образования, определить мотивы их деятельности по созданию и интеграции в образовательный процесс онлайн-курсов. В качестве исходной идеи для исследования взята пирамида Кокс и Троттера. Эмпирическую основу составили ответы и мнения преподавателей, представляющих разные категории российских вузов.
Практическую значимость полученные результаты исследования могут иметь при определении направлений социальной политики в условиях цифровизации образования на уровне государства в части разработки стимулирующих и мотивирующих мер и мероприятий поддержки и обеспечения необходимых гарантий преподавателям вузов, особенно региональных, в период трансформации.
Об авторах
С. В. ЛобоваРоссия
Лобова Светлана Владиславльевна – д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой
656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61
Е. В. Понькина
Россия
Понькина Елена Владимировна – канд. техн. наук, доцент
656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61
Список литературы
1. Кузнецов Н.В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. 2019. Т. 2. № 1. С. 19–25. DOI: https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-1-19-25
2. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136. URL: https://www.phisci.info/jour/article/view/371/372 (дата обращения: 12.12.2020)
3. Захарова У.С., Танасенко К.И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 176–202. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-176-202
4. Cox G., Trotter H. An OER framework, heuristic and lens: Tools for understanding lecturers’ adoption of OER // Open Praxis. 2017. No. 9 (2). P. 151–171. DOI: https://doi.org/10.5944/openpraxis.9.2.571
5. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 174–199. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-174-199
6. Попова О.А. Ключевые мотиваторы запуска авторского онлайн-курса: ожидания и первые итоги // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. T. 12. № 3-2. С. 75–82. URL: http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/127 (дата обращения: 12.12.2020)
7. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А., Захарова У.С., Григорьева А.В. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59–74. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.014
8. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперёд, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65–76. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76
9. Ловаков А.В. Приверженность преподавателей вузу и приверженность профессии у преподавателей российских вузов // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 109–128. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-109-128
10. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 400 с. URL: https://www.hse.ru/data/2018/12/14/1144745709/io2018.pdf (дата обращения: 12.12.2020)